В традиционных якутских семьях молодые девушки жили в отдельных помещениях («хаппахчы»), куда не пускали посторонних людей. Хаппахчы аана (якут.) — это берестяная завеса, которую помещали на входе в девичью комнатку, чтобы отделить ее от остального дома.
Название дверцы происходит от якутского слова «хаппах», которое означает «крышка». Эту завесу из коллекции Художественного музея выполнила Елизавета Олесова в 2015 году. В своих работах она использует старинные технологии и с их помощью создает якутскую национальную одежду из меха и домашнюю утварь из бересты.
Дверь имеет традиционную форму трапеции. Она состоит из трех слоев берестяной коры, которые сшиты между собой конским волосом. В качестве основы на дверцу обратной стороной накладывают древесную кору. Лицевой пласт бересты уложен светлой стороной, который называют «рисующим». На него нашита орнаментальная аппликация из бересты, покрытая черной краской с прорезанными по верху орнаментальными рисунками. Накладной узор на завесе состоит из параллельных друг другу, зигзагообразных рядов с ромбами вверху. В них прорезаны небольшие кружки, в которых виден светлый слой бересты. Дополнительно мастерица украсила завесу подвесками из бус и монет.
Берестяное искусство известно в Якутии с давних времен. Этот материал стал популярным благодаря своей гибкости и светлому, приятному цвету. «Набрал Эллей березовой коры, поставил палки, связал их вверху, обшил корой, украшенной узорами, зубчиками, вырезками, образовалась ураса, жилой дом», — так ремесло описывают в якутских устных поэмах «Олонхо», которые возникли больше тысячи лет назад.
Долгое время изделия из бересты: завесы, ведра, коробки, посуду — создавали исключительно для того, чтобы использовать в быту. В ХХ веке ситуация изменилась. Вместо простых и практичных вещей мастера перешли к созданию декоративных работ. Их стали украшать геометрическими фигурами, изображениями растений или животных, бусами и металлическими пластинами. В наше время художественная обработка коры березы остается популярным ремеслом в Якутии.
Название дверцы происходит от якутского слова «хаппах», которое означает «крышка». Эту завесу из коллекции Художественного музея выполнила Елизавета Олесова в 2015 году. В своих работах она использует старинные технологии и с их помощью создает якутскую национальную одежду из меха и домашнюю утварь из бересты.
Дверь имеет традиционную форму трапеции. Она состоит из трех слоев берестяной коры, которые сшиты между собой конским волосом. В качестве основы на дверцу обратной стороной накладывают древесную кору. Лицевой пласт бересты уложен светлой стороной, который называют «рисующим». На него нашита орнаментальная аппликация из бересты, покрытая черной краской с прорезанными по верху орнаментальными рисунками. Накладной узор на завесе состоит из параллельных друг другу, зигзагообразных рядов с ромбами вверху. В них прорезаны небольшие кружки, в которых виден светлый слой бересты. Дополнительно мастерица украсила завесу подвесками из бус и монет.
Берестяное искусство известно в Якутии с давних времен. Этот материал стал популярным благодаря своей гибкости и светлому, приятному цвету. «Набрал Эллей березовой коры, поставил палки, связал их вверху, обшил корой, украшенной узорами, зубчиками, вырезками, образовалась ураса, жилой дом», — так ремесло описывают в якутских устных поэмах «Олонхо», которые возникли больше тысячи лет назад.
Долгое время изделия из бересты: завесы, ведра, коробки, посуду — создавали исключительно для того, чтобы использовать в быту. В ХХ веке ситуация изменилась. Вместо простых и практичных вещей мастера перешли к созданию декоративных работ. Их стали украшать геометрическими фигурами, изображениями растений или животных, бусами и металлическими пластинами. В наше время художественная обработка коры березы остается популярным ремеслом в Якутии.