В 1970-х годах археолог Владимир Генинг впервые нашел погребение с остатками колесницы в могильнике Синташта на юге Челябинской области. За следующие 40 лет было обнаружено еще около 25 подобных погребений. Самое раннее из них относится к 2026 году до нашей эры и было обнаружено в могильнике Кривое Озеро (Троицкий район, Челябинская область).
Упряжь колесничных коней известна по находкам роговых нащечников, роговых распределителей ремней оголовья, костяных или роговых «лопаточек» — имитаций султанчиков из перьев, украшавших головы коней. Среди них особое место занимают погребения с «колесничными комплексами», которые содержат детали конской упряжи — псалии, а зачастую и остатки повозок. Тонкости погребального обряда воинов-колесничих не до конца понятны. Можно только предполагать, что колесницы или их части помещали в погребение, чтобы доставить умершего в страну мертвых.
До наших дней от колесниц обычно остаются только отпечатки или плохо сохранившиеся деревянные детали колес: ободья, спицы, ступицы и кожаные шины. Габариты повозки определяют по размерам могильной ямы и расстоянию между колесами. Для устойчивости кузова колеса на треть или четверть диаметра помещали в колесные ямки — парные линзовидные углубления на дне могилы. Колесница могла находиться в могиле в целом или в разобранном виде. Иногда рядом с умершим помещали только ось и колеса от нее. Однако в погребениях часто обнаруживают целый колесничий комплекс, в который входят повозки, детали конской упряжи (псалии) и набор вооружения воина-колесничего. Часто встречаются погребения жертвенных лошадей.
Псалиями называли металлические или костяные части конской упряжи, которые соединяли поводья с оголовьем. Через них всадник подавал команды лошади: когда он натягивал повод, псалий давил на морду животного и заставлял повернуть, остановиться или выполнить другое необходимое действие. Эти элементы могли иметь форму кольца, колеса со спицами или стержня с креплениями на концах. В погребальном инвентаре археологи чаще всего находят кольцевидные псалии. Однако в экспозиции Исторического музея Южного Урала хранятся детали упряжи другой формы — сегментовидные, с монолитными шипами. Их изготовили вручную из рога лося. Планка псалия имеет форму трапеции, зацепы — выступы для фиксации ремня — направлены в стороны.
С изготовлением планки связана одна нестандартная операция: она утончена не только с внешней, но и с внутренней стороны, причем внутреннюю ее часть резали после изготовления центрального отверстия (или, по крайней мере, после его наметки). Мастер утончил планку с внутренней стороны не ровно, как на внешней, а своеобразной волнистой линией, подчеркнув тем самым участки верхних шипов и увеличив их длину.
Упряжь колесничных коней известна по находкам роговых нащечников, роговых распределителей ремней оголовья, костяных или роговых «лопаточек» — имитаций султанчиков из перьев, украшавших головы коней. Среди них особое место занимают погребения с «колесничными комплексами», которые содержат детали конской упряжи — псалии, а зачастую и остатки повозок. Тонкости погребального обряда воинов-колесничих не до конца понятны. Можно только предполагать, что колесницы или их части помещали в погребение, чтобы доставить умершего в страну мертвых.
До наших дней от колесниц обычно остаются только отпечатки или плохо сохранившиеся деревянные детали колес: ободья, спицы, ступицы и кожаные шины. Габариты повозки определяют по размерам могильной ямы и расстоянию между колесами. Для устойчивости кузова колеса на треть или четверть диаметра помещали в колесные ямки — парные линзовидные углубления на дне могилы. Колесница могла находиться в могиле в целом или в разобранном виде. Иногда рядом с умершим помещали только ось и колеса от нее. Однако в погребениях часто обнаруживают целый колесничий комплекс, в который входят повозки, детали конской упряжи (псалии) и набор вооружения воина-колесничего. Часто встречаются погребения жертвенных лошадей.
Псалиями называли металлические или костяные части конской упряжи, которые соединяли поводья с оголовьем. Через них всадник подавал команды лошади: когда он натягивал повод, псалий давил на морду животного и заставлял повернуть, остановиться или выполнить другое необходимое действие. Эти элементы могли иметь форму кольца, колеса со спицами или стержня с креплениями на концах. В погребальном инвентаре археологи чаще всего находят кольцевидные псалии. Однако в экспозиции Исторического музея Южного Урала хранятся детали упряжи другой формы — сегментовидные, с монолитными шипами. Их изготовили вручную из рога лося. Планка псалия имеет форму трапеции, зацепы — выступы для фиксации ремня — направлены в стороны.
С изготовлением планки связана одна нестандартная операция: она утончена не только с внешней, но и с внутренней стороны, причем внутреннюю ее часть резали после изготовления центрального отверстия (или, по крайней мере, после его наметки). Мастер утончил планку с внутренней стороны не ровно, как на внешней, а своеобразной волнистой линией, подчеркнув тем самым участки верхних шипов и увеличив их длину.