Игрушку-свисток «Баран» создал русский народный мастер Владимир Лобынцев. Художник вылепил барану закрученные в бублик рога, которые отчетливо выступают вперед. Чтобы фигурка устойчиво стояла на четырех ногах, в процессе работы мастер тщательно перепроверял ее форму и вымерял размеры вплоть до миллиметра.
Глаза и нос художник наколол заостренной спичкой. В задней части туловища тоже есть проколы — они нужны для извлечения свиста. Их автор сделал специальной острой палочкой. В работе мастер использовал красную глину — именно она дает такой приятный тепло-оранжевый тон при обжиге. Чтобы игрушка стала прочной, обычно ее обжигают 4,5 часа при температуре до 1000 градусов.
Баран — один из старейших образов в языческих культах древних русичей. Археологи нередко находили этот символ в славянских погребениях VI–VIII веков и при раскопках русских городов X–XIV столетий. В Осколе глиняные бараны появились в XVI веке, почти одновременно с кониками и птичками — хотя в мифологии баран не так близок к Солнцу, как птица или конь. Внешний вид этих игрушек почти не менялся веками. Кроме того, фигурки-бараны всегда выполняли функцию свистков.
В целом, лепить игрушку в Старом Осколе начали, вероятнее всего, вместе с возникновением самого гончарного промысла. Мастера изготавливали посуду и, чтобы занять пространство в горне (мощной гончарной печи) между большими сосудами, ставили туда небольшие игрушки. Их делали в основном из остатков глины, поэтому стоили они дешево и были очень популярны. Первые упоминания о гончарах Оскола найдены в дозорной книге в 1615 году: там были перечислены семеро умельцев. К концу XIX века записи говорили уже о 172 работниках, 40 из них жили в слободе Казацкой.
Владимир Лобынцев посвятил свою жизнь сохранению традиций древнего старооскольского промысла. В каждой его игрушке гармонично сочетается авторский стиль наряду с бережным отношением к старинным особенностям лепки и приемам росписи. Он учился ремеслу у потомственных старооскольских мастериц Ольги и Натальи Гончаровых. Художницы тоже любили лепить фигурки баранов — или «баранчиков», как они их называли.
Глаза и нос художник наколол заостренной спичкой. В задней части туловища тоже есть проколы — они нужны для извлечения свиста. Их автор сделал специальной острой палочкой. В работе мастер использовал красную глину — именно она дает такой приятный тепло-оранжевый тон при обжиге. Чтобы игрушка стала прочной, обычно ее обжигают 4,5 часа при температуре до 1000 градусов.
Баран — один из старейших образов в языческих культах древних русичей. Археологи нередко находили этот символ в славянских погребениях VI–VIII веков и при раскопках русских городов X–XIV столетий. В Осколе глиняные бараны появились в XVI веке, почти одновременно с кониками и птичками — хотя в мифологии баран не так близок к Солнцу, как птица или конь. Внешний вид этих игрушек почти не менялся веками. Кроме того, фигурки-бараны всегда выполняли функцию свистков.
В целом, лепить игрушку в Старом Осколе начали, вероятнее всего, вместе с возникновением самого гончарного промысла. Мастера изготавливали посуду и, чтобы занять пространство в горне (мощной гончарной печи) между большими сосудами, ставили туда небольшие игрушки. Их делали в основном из остатков глины, поэтому стоили они дешево и были очень популярны. Первые упоминания о гончарах Оскола найдены в дозорной книге в 1615 году: там были перечислены семеро умельцев. К концу XIX века записи говорили уже о 172 работниках, 40 из них жили в слободе Казацкой.
Владимир Лобынцев посвятил свою жизнь сохранению традиций древнего старооскольского промысла. В каждой его игрушке гармонично сочетается авторский стиль наряду с бережным отношением к старинным особенностям лепки и приемам росписи. Он учился ремеслу у потомственных старооскольских мастериц Ольги и Натальи Гончаровых. Художницы тоже любили лепить фигурки баранов — или «баранчиков», как они их называли.