Надежда Семёновна Ивлева (1932–2022) — почетный гражданин и ровесница Комсомольска-на-Амуре, монументалист. Она стала единственной женщиной-скульптором на Дальнем Востоке.
В 1955 году «скульптор Надя», как ее ласково звали комсомольчане, прибыла в город юности с дипломом Высшего художественно-промышленного училища имени Веры Ивановны Мухиной — и более шести десятилетий посвятила созданию неповторимого облика этого города. Именно она стала автором памятника комсомольчанам — героям Великой Отечественной войны — и множества мемориальных досок; памятников военным строителям, революционеру Михаилу Калинину и летчику Алексею Маресьеву; создала из бронзы и гипса, дерева и камня психологически точные портреты современников: врача Владимира Любимовича Пендрие, художника Георгия Александровича Цивилёва, авиастроителя Виталия Егоровича Копылова и других. Нередко соавтором Надежды Семёновны выступал ее супруг, скульптор Сергей Васильевич Николин.
В конце 1950-х годов Надежда Ивлева увидела наброски и эскизы, привезенные художником Евгением Васильевичем Короленко из национального села Кондон, и решила последовать примеру коллеги. Жизнь нанайской семьи, в которой временно поселилась Ивлева, от традиционного убранства жилища до особой деликатности отношений, вдохновляла скульптора.
Моделью для скульптуры «Колыбельная» стала молодая нанайка Анна Дигор: она не позировала специально, а продолжала жить обычной жизнью, заниматься хозяйством, не спуская при этом с рук дитя. Из своей творческой поездки Надежда Семёновна привезла карандашные зарисовки и несколько скульптурных портретов, выполненных из пластилина. Уже в своей мастерской она перевела изображения в гипс.
Лаконичная фигура женщины, убаюкивающей на груди младенца, пластика переплетенных рук передают сонную истому обоих и выражают всю глубину философии материнства. В 1959 году «Колыбельная» увидела свет сразу на двух выставках: краевой в Хабаровске и первой выставке «Советская Россия» в Москве.
В 1955 году «скульптор Надя», как ее ласково звали комсомольчане, прибыла в город юности с дипломом Высшего художественно-промышленного училища имени Веры Ивановны Мухиной — и более шести десятилетий посвятила созданию неповторимого облика этого города. Именно она стала автором памятника комсомольчанам — героям Великой Отечественной войны — и множества мемориальных досок; памятников военным строителям, революционеру Михаилу Калинину и летчику Алексею Маресьеву; создала из бронзы и гипса, дерева и камня психологически точные портреты современников: врача Владимира Любимовича Пендрие, художника Георгия Александровича Цивилёва, авиастроителя Виталия Егоровича Копылова и других. Нередко соавтором Надежды Семёновны выступал ее супруг, скульптор Сергей Васильевич Николин.
В конце 1950-х годов Надежда Ивлева увидела наброски и эскизы, привезенные художником Евгением Васильевичем Короленко из национального села Кондон, и решила последовать примеру коллеги. Жизнь нанайской семьи, в которой временно поселилась Ивлева, от традиционного убранства жилища до особой деликатности отношений, вдохновляла скульптора.
Моделью для скульптуры «Колыбельная» стала молодая нанайка Анна Дигор: она не позировала специально, а продолжала жить обычной жизнью, заниматься хозяйством, не спуская при этом с рук дитя. Из своей творческой поездки Надежда Семёновна привезла карандашные зарисовки и несколько скульптурных портретов, выполненных из пластилина. Уже в своей мастерской она перевела изображения в гипс.
Лаконичная фигура женщины, убаюкивающей на груди младенца, пластика переплетенных рук передают сонную истому обоих и выражают всю глубину философии материнства. В 1959 году «Колыбельная» увидела свет сразу на двух выставках: краевой в Хабаровске и первой выставке «Советская Россия» в Москве.