Вместе с ненецким шаманским бубном мастерица Марина Накова в 2007 году изготовила и специальную колотушку к нему. Колотушки, как и сами бубны, могут быть разных форм и размеров, но чаще всего она представляет собой плоскую и слегка вытянутую деревянную лопатку.
Хореем ненцы называли длинный, круглый в сечении и слегка изогнутый шест, который использовали во время езды на оленях или когда пасли стада. На тонком конце размещали широкий костяной или деревянный наконечник, которым направляли оленя, на другом конце — железный наконечник в виде короткого меча. Им отгоняли хищников.
Шаманы лечили болезни, к ним обращались за помощью, когда требовалось вмешательство сверхъестественных сил. Они общались с духами, просили у них благополучия, здоровья и плодовитости для людей и животных, удачи в охоте и на рыбалке. Шаманы гадали на топоре или ноже и таким образом могли предсказывать будущее, находить потерянные вещи, пропавших людей и оленей. Они руководили проведением праздников и жертвоприношениями на священных местах.
Главными атрибутами шамана были бубен с колотушкой, а основным действием — камлание. Так называли ритуал общения с духами, во время которого шаман приходил в экстатическое состояние. Духами-помощниками в эти моменты ему служили разные фигурки, камни причудливой формы, шкуры животных.
Перед началом камлания шаман облачался в специальный костюм. Во время обряда он изображал, как с помощью бубна летит к небесному богу, спускается в нижний мир, борется со злыми духами. Его импровизация основывалась на хорошем знании мифов, сказок и легенд своего народа, а обряды включали в себя песнопения, сопровождаемые ударами колотушки в бубен. Шаман мог камлать в любом месте: под открытым небом, на берегу реки, в доме, но чаще для этого ритуала отводился «черный дом» или «закрытый чум», где собирались все обитатели окрестных селений.
Шаманами на Севере становились и мужчины, и женщины. Обычно дар передавался по наследству, но иногда духи сами выбирали нового шамана. Признаком избранничества считали особую болезнь, напоминающую временное безумие.
Ученик шамана получал собственный бубен лишь на седьмой год. Наставник показывал, из какого дерева можно изготовить инструмент и как делать колотушку. С ее помощью возле горящего костра бубен настраивали — ставили ему голос. Хранились бубен и колотушка не в простых ездовых нартах, а в священных. Спустя еще несколько лет новому шаману разрешалось изготовить подвески для своего бубна, а через 10 лет после этого он считался опытным шаманом. В целом обучение продолжалось 20 лет.
Хореем ненцы называли длинный, круглый в сечении и слегка изогнутый шест, который использовали во время езды на оленях или когда пасли стада. На тонком конце размещали широкий костяной или деревянный наконечник, которым направляли оленя, на другом конце — железный наконечник в виде короткого меча. Им отгоняли хищников.
Шаманы лечили болезни, к ним обращались за помощью, когда требовалось вмешательство сверхъестественных сил. Они общались с духами, просили у них благополучия, здоровья и плодовитости для людей и животных, удачи в охоте и на рыбалке. Шаманы гадали на топоре или ноже и таким образом могли предсказывать будущее, находить потерянные вещи, пропавших людей и оленей. Они руководили проведением праздников и жертвоприношениями на священных местах.
Главными атрибутами шамана были бубен с колотушкой, а основным действием — камлание. Так называли ритуал общения с духами, во время которого шаман приходил в экстатическое состояние. Духами-помощниками в эти моменты ему служили разные фигурки, камни причудливой формы, шкуры животных.
Перед началом камлания шаман облачался в специальный костюм. Во время обряда он изображал, как с помощью бубна летит к небесному богу, спускается в нижний мир, борется со злыми духами. Его импровизация основывалась на хорошем знании мифов, сказок и легенд своего народа, а обряды включали в себя песнопения, сопровождаемые ударами колотушки в бубен. Шаман мог камлать в любом месте: под открытым небом, на берегу реки, в доме, но чаще для этого ритуала отводился «черный дом» или «закрытый чум», где собирались все обитатели окрестных селений.
Шаманами на Севере становились и мужчины, и женщины. Обычно дар передавался по наследству, но иногда духи сами выбирали нового шамана. Признаком избранничества считали особую болезнь, напоминающую временное безумие.
Ученик шамана получал собственный бубен лишь на седьмой год. Наставник показывал, из какого дерева можно изготовить инструмент и как делать колотушку. С ее помощью возле горящего костра бубен настраивали — ставили ему голос. Хранились бубен и колотушка не в простых ездовых нартах, а в священных. Спустя еще несколько лет новому шаману разрешалось изготовить подвески для своего бубна, а через 10 лет после этого он считался опытным шаманом. В целом обучение продолжалось 20 лет.