Коренные жители Севера шили зимнюю одежду из разных частей шкуры северного оленя. Особенности строения кожного и волосяного покрова этого животного позволяли одежде из его меха выдерживать любую стужу.
Зимней обувью хантов, манси и ненцев были особенные сапоги — кисы. Их шили в основном из камуса — шкуры, взятой с голенища оленя. Мех с этой части ноги считался самым подходящим для обуви, поскольку ворс был достаточно жестким, отталкивал снег и грязь, не впитывал влагу. Правильно сшитые кисы высотой до колена были способны сохранять тепло и сухость ног даже при температуре ниже 50–60 градусов.
Камус обычно обрабатывали отдельно от больших шкур. В отличие от более плотных шкур лося или кабана, тонкую оленью шкуру можно было просушить даже зимой. Чтобы освободить кожу от лишней влаги, срезанные камусы выносили на мороз и немного растягивали. Так шкура не съеживалась.
Перед самой выделкой шкуру смачивали и размягчали со стороны мездры — слоя подкожной клетчатки. Чтобы сделать кожу податливой, ханты использовали рыбий или олений жир, содержимое оленьего желудка, а позже стали использовать кислое тесто. Затем с размягченных камусов скребками аккуратно счищали мездру, стараясь не прорвать кожу. Время от времени ее разминали руками — чем дольше, тем лучше. Хорошо выделанный камус становился мягким, эластичным и лучше сохранял тепло.
Часто камусы в процессе выделки развешивали над очагом так, чтобы их окуривал дым. Считалось, что прокопченная кожа лучше сохраняла водонепроницаемость и ее не поедали насекомые.
Кисы шили исключительно мехом наружу, иногда оставляя немного ворса внутри обуви. Полоски камуса сшивали нитками из оленьих жил. Подошву делали из щеток — шкурок, которые находятся между малым и большим копытом оленя, — простого кусочка камуса или плотной шкуры со лба оленя. Последнюю использовали только для изготовления мужской обуви, а в женской такой элемент был под запретом.
И взрослые, и детские кисы украшали меховой мозаикой, бисерным шитьем и вышивкой. Часто для дополнительной прочности конструктивные швы укрепляли разноцветным сукном — плотной шерстяной или полушерстяной тканью.
Зимней обувью хантов, манси и ненцев были особенные сапоги — кисы. Их шили в основном из камуса — шкуры, взятой с голенища оленя. Мех с этой части ноги считался самым подходящим для обуви, поскольку ворс был достаточно жестким, отталкивал снег и грязь, не впитывал влагу. Правильно сшитые кисы высотой до колена были способны сохранять тепло и сухость ног даже при температуре ниже 50–60 градусов.
Камус обычно обрабатывали отдельно от больших шкур. В отличие от более плотных шкур лося или кабана, тонкую оленью шкуру можно было просушить даже зимой. Чтобы освободить кожу от лишней влаги, срезанные камусы выносили на мороз и немного растягивали. Так шкура не съеживалась.
Перед самой выделкой шкуру смачивали и размягчали со стороны мездры — слоя подкожной клетчатки. Чтобы сделать кожу податливой, ханты использовали рыбий или олений жир, содержимое оленьего желудка, а позже стали использовать кислое тесто. Затем с размягченных камусов скребками аккуратно счищали мездру, стараясь не прорвать кожу. Время от времени ее разминали руками — чем дольше, тем лучше. Хорошо выделанный камус становился мягким, эластичным и лучше сохранял тепло.
Часто камусы в процессе выделки развешивали над очагом так, чтобы их окуривал дым. Считалось, что прокопченная кожа лучше сохраняла водонепроницаемость и ее не поедали насекомые.
Кисы шили исключительно мехом наружу, иногда оставляя немного ворса внутри обуви. Полоски камуса сшивали нитками из оленьих жил. Подошву делали из щеток — шкурок, которые находятся между малым и большим копытом оленя, — простого кусочка камуса или плотной шкуры со лба оленя. Последнюю использовали только для изготовления мужской обуви, а в женской такой элемент был под запретом.
И взрослые, и детские кисы украшали меховой мозаикой, бисерным шитьем и вышивкой. Часто для дополнительной прочности конструктивные швы укрепляли разноцветным сукном — плотной шерстяной или полушерстяной тканью.