В коллекции музея города Муравленко хранится ненецкий шаманский бубен. Его изготовила в 2007 году мастерица Марина Накова.
Ненцы — это коренной самодийский народ, который живет на евразийском побережье Северного Ледовитого океана: от Ненецкого автономного округа в Архангельской области до Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Это самый многочисленный коренной народ российского Севера.
В старину для ненецкой культуры было характерно не только обожествление природы, но и ощущение абсолютного единства человека с окружающим миром. Ненцы представляли Вселенную как три расположенных вертикально друг над другом мира: Верхний, Средний и Нижний.
Верхний мир состоял из семи небес, на которых жили божественные создания. В прежние времена особый человек — шаман — гулом бубна связывал Верхний мир со Средним миром, или кругом жизни. Так ненцы называли землю, населенную людьми, животными и духами-хозяевами ландшафтов и стихий. Последние поддерживали связь Среднего мира с миром теней, или Нижним миром.
Бубен с колотушкой символизировал оленя, на котором шаман путешествовал по Верхнему, Среднему и Нижнему мирам. Считалось, что в этих странствиях шаман мог найти ответ на любой вопрос.
Шаманские бубны ненцев были небольшими, всего около 50-60 сантиметров в диаметре. Они могли быть как круглыми, так и овальными. Обечайку — открытый цилиндрический элемент конструкции — делали из прочной лиственницы, реже из ели.
На внешней стороне обечайки устанавливали семь или четырнадцать столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже — из рога оленя или мамонтовой кости. На столбики натягивали нить из жилы оленя или тонкие ремешки. Большое количество столбиков на небольшой окружности обечайки создавало характерную для ненецких бубнов волнистую линию края.
На внутренней стороне обечайки иногда закрепляли железные скобки с кольцами или квадратными железными пластинками.
Саму обечайку обтягивали кожей дикого оленя. Реже использовали домашнего зверя, пожертвованного светлым небесным духам. Шкуру для шаманского бубна хорошо выделывали, а затем или пришивали, или собирали по краю на жильную нить, которую редкими стежками прикрепляли к обечайке.
Внутри бубна к обечайке привязывали ремнями сложную деревянную рукоять в виде рогатки. Рукоять состояла из двух палок: основной, которую располагали по диаметру, и короткой боковой. Боковую палку соединяли с основной под углом, ее прибивали деревянным гвоздем или вставляли в специально вырезанное отверстие в центре основной палки. На обеих палках вырезали семь изображений, обычно плоские или скульптурные головы и лица духов шамана — тадебцё. В верхней части бубна иногда укрепляли цепочки с колокольцами.
Ненцы — это коренной самодийский народ, который живет на евразийском побережье Северного Ледовитого океана: от Ненецкого автономного округа в Архангельской области до Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Это самый многочисленный коренной народ российского Севера.
В старину для ненецкой культуры было характерно не только обожествление природы, но и ощущение абсолютного единства человека с окружающим миром. Ненцы представляли Вселенную как три расположенных вертикально друг над другом мира: Верхний, Средний и Нижний.
Верхний мир состоял из семи небес, на которых жили божественные создания. В прежние времена особый человек — шаман — гулом бубна связывал Верхний мир со Средним миром, или кругом жизни. Так ненцы называли землю, населенную людьми, животными и духами-хозяевами ландшафтов и стихий. Последние поддерживали связь Среднего мира с миром теней, или Нижним миром.
Бубен с колотушкой символизировал оленя, на котором шаман путешествовал по Верхнему, Среднему и Нижнему мирам. Считалось, что в этих странствиях шаман мог найти ответ на любой вопрос.
Шаманские бубны ненцев были небольшими, всего около 50-60 сантиметров в диаметре. Они могли быть как круглыми, так и овальными. Обечайку — открытый цилиндрический элемент конструкции — делали из прочной лиственницы, реже из ели.
На внешней стороне обечайки устанавливали семь или четырнадцать столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже — из рога оленя или мамонтовой кости. На столбики натягивали нить из жилы оленя или тонкие ремешки. Большое количество столбиков на небольшой окружности обечайки создавало характерную для ненецких бубнов волнистую линию края.
На внутренней стороне обечайки иногда закрепляли железные скобки с кольцами или квадратными железными пластинками.
Саму обечайку обтягивали кожей дикого оленя. Реже использовали домашнего зверя, пожертвованного светлым небесным духам. Шкуру для шаманского бубна хорошо выделывали, а затем или пришивали, или собирали по краю на жильную нить, которую редкими стежками прикрепляли к обечайке.
Внутри бубна к обечайке привязывали ремнями сложную деревянную рукоять в виде рогатки. Рукоять состояла из двух палок: основной, которую располагали по диаметру, и короткой боковой. Боковую палку соединяли с основной под углом, ее прибивали деревянным гвоздем или вставляли в специально вырезанное отверстие в центре основной палки. На обеих палках вырезали семь изображений, обычно плоские или скульптурные головы и лица духов шамана — тадебцё. В верхней части бубна иногда укрепляли цепочки с колокольцами.