Косынка-«головка» из собрания музея — старинный женский головной убор с золотой вышивкой. Его изготовили в Городце, который издревле славился как один из центров золотого шитья наравне с Лысково, Арзамасом и другими городами и селами Нижегородской губернии. Такой вышивкой украшали платки, сарафаны, душегреи. Праздничный костюм, вышитый золотом, был гордостью семьи — его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный капитал.
В конце XVIII — начале XIX века золототканый платок было принято надевать вместе с девичьей повязкой — повойником или кокошником. Большие платки с золотным шитьем могли носить по-разному. Чаще всего ими покрывали голову так, чтобы два конца спускались по спине, а два других были спереди.
Секреты золотной вышивки хранили в семьях городецких мастериц очень бережно. Однако сохранить такие изделия было очень сложно. Сама нить была плотной и устойчивой к временным изменениям, а вот шелк, по которому обычно вышивали мастерицы, рвется или, как говорят, «сыпется».
Работа над каждой вышивкой требовала серьезной подготовки. Нить клали плотно, стежок к стежку, узоры вышивали «по карте» — сначала вырезали из бересты формы для каждого декоративного элемента, а затем накладывали их на ткань и обшивали. С изнанки золотной нити не было, потому что ее обычно экономили и клали только на лицевую сторону. Снизу она крепилась шелком или льном. Такая техника называлась вышиванием «в прикреп».
При этом каждая вышивка имела свой сакральный смысл. Среди символов наиболее распространенными были древо жизни, которое олицетворяло единство рода, гарантию его продолжения и благополучие, певчие птицы — символ верной любви и крепких семейных уз, виноград — образ плодородия и богатства. Носили девушки косынку так, чтобы было видно очелье — часть, располагающуюся на лбу, а углы вышивки спадали вниз. Для того, чтобы головной убор держался и не сползал, к нему пришивались тесемки.
С середины XIX века в Городце и ближайших селах платки с золотной вышивкой стали накидывать на плечи таким образом, чтобы искрящийся узор не пропадал в складках. В коллекции музея представлены не только косынки, но и повойники — полотняные шапочки, полностью закрывающие волосы, которые носили замужние женщины, кокошники, платки-головки и другие предметы.
В конце XVIII — начале XIX века золототканый платок было принято надевать вместе с девичьей повязкой — повойником или кокошником. Большие платки с золотным шитьем могли носить по-разному. Чаще всего ими покрывали голову так, чтобы два конца спускались по спине, а два других были спереди.
Секреты золотной вышивки хранили в семьях городецких мастериц очень бережно. Однако сохранить такие изделия было очень сложно. Сама нить была плотной и устойчивой к временным изменениям, а вот шелк, по которому обычно вышивали мастерицы, рвется или, как говорят, «сыпется».
Работа над каждой вышивкой требовала серьезной подготовки. Нить клали плотно, стежок к стежку, узоры вышивали «по карте» — сначала вырезали из бересты формы для каждого декоративного элемента, а затем накладывали их на ткань и обшивали. С изнанки золотной нити не было, потому что ее обычно экономили и клали только на лицевую сторону. Снизу она крепилась шелком или льном. Такая техника называлась вышиванием «в прикреп».
При этом каждая вышивка имела свой сакральный смысл. Среди символов наиболее распространенными были древо жизни, которое олицетворяло единство рода, гарантию его продолжения и благополучие, певчие птицы — символ верной любви и крепких семейных уз, виноград — образ плодородия и богатства. Носили девушки косынку так, чтобы было видно очелье — часть, располагающуюся на лбу, а углы вышивки спадали вниз. Для того, чтобы головной убор держался и не сползал, к нему пришивались тесемки.
С середины XIX века в Городце и ближайших селах платки с золотной вышивкой стали накидывать на плечи таким образом, чтобы искрящийся узор не пропадал в складках. В коллекции музея представлены не только косынки, но и повойники — полотняные шапочки, полностью закрывающие волосы, которые носили замужние женщины, кокошники, платки-головки и другие предметы.