В коллекции музея представлен клубок золотной нити XIX века. Городец был одним из центров золотого шитья в Нижегородской губернии наравне с Арзамасом, Лысково, селом Варнавино на Ветлуге и самим Нижним Новгородом. Поэтому этот экспонат занимает особое место на выставке.
Золотая нить использовалась для вышивания и была известна с древности. Первые упоминания о золотом шитье встречаются еще в источниках II века до нашей эры. На Руси им украшали царские, боярские и княжеские одежды, облачение духовенства и многие церковные предметы. Такие вещи носили только по исключительным поводам — будь то восшествие на трон или торжественное богослужение.
Важной вехой в истории золотого шитья стало крещение Руси в 988 году. С принятием христианства назрела необходимость обеспечить храмы подобающей утварью для богослужений. В этом вопросе Русь наследовала византийской традиции, которая предполагала пышные праздничные службы и соответствующий антураж. Одеяния священнослужителей должны были отливать золотом, поэтому русские мастерицы начали осваивать новое для себя дело — шитье золотой нитью. Долгое время этот промысел существовал только в монастырях. Частью светской культуры он стал позже.
Как правило, для золотого шитья применяли металлизированные золотые и серебряные нити. Металл превращали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шелковые нити. Но иногда для шитья использовали непосредственно саму проволоку. Вышивка выполнялась на дорогих плотных тканях — тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Ее дополнительно украшали жемчугом и самоцветами. По этой причине и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Большая часть сохранившихся до наших дней изделий — это в первую очередь церковные принадлежности: иконы, шитые иконостасы, знамена.
Чистое золото с годами заменили золоченым серебром, которое обвивало шелковые нити желтого цвета. В XVIII веке, когда промысел достиг своего расцвета, ручное прядение сменилось механическим. В XIX веке начали использовать позолоченную медную нить. Однако, каким бы способом ни производили золотую нить, во все времена она была чрезвычайно дорогой. Золототканная вышивка присутствовала на парадных платьях членов императорского дома. Нередко ее преподносили в качестве подарка. Известно, что поэт Александр Пушкин послал в подарок княгине Вяземской золототканые пояса и шутил, что «она всю прелесть московскую за пояс заткнёт, как наденет мои пояса».
Золотая нить использовалась для вышивания и была известна с древности. Первые упоминания о золотом шитье встречаются еще в источниках II века до нашей эры. На Руси им украшали царские, боярские и княжеские одежды, облачение духовенства и многие церковные предметы. Такие вещи носили только по исключительным поводам — будь то восшествие на трон или торжественное богослужение.
Важной вехой в истории золотого шитья стало крещение Руси в 988 году. С принятием христианства назрела необходимость обеспечить храмы подобающей утварью для богослужений. В этом вопросе Русь наследовала византийской традиции, которая предполагала пышные праздничные службы и соответствующий антураж. Одеяния священнослужителей должны были отливать золотом, поэтому русские мастерицы начали осваивать новое для себя дело — шитье золотой нитью. Долгое время этот промысел существовал только в монастырях. Частью светской культуры он стал позже.
Как правило, для золотого шитья применяли металлизированные золотые и серебряные нити. Металл превращали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шелковые нити. Но иногда для шитья использовали непосредственно саму проволоку. Вышивка выполнялась на дорогих плотных тканях — тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Ее дополнительно украшали жемчугом и самоцветами. По этой причине и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Большая часть сохранившихся до наших дней изделий — это в первую очередь церковные принадлежности: иконы, шитые иконостасы, знамена.
Чистое золото с годами заменили золоченым серебром, которое обвивало шелковые нити желтого цвета. В XVIII веке, когда промысел достиг своего расцвета, ручное прядение сменилось механическим. В XIX веке начали использовать позолоченную медную нить. Однако, каким бы способом ни производили золотую нить, во все времена она была чрезвычайно дорогой. Золототканная вышивка присутствовала на парадных платьях членов императорского дома. Нередко ее преподносили в качестве подарка. Известно, что поэт Александр Пушкин послал в подарок княгине Вяземской золототканые пояса и шутил, что «она всю прелесть московскую за пояс заткнёт, как наденет мои пояса».