Люди, побывавшие в своей жизни на доперестроечной Выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ), даже при поверхностном взгляде на это полотно ощущают, что видят нечто знакомое. Именно такие, только скульптурные, сильные и здоровые крестьянки украшали вместо богинь павильоны выставки.
#10
#3
Такие же крепкие, только «принарядившиеся» колхозницы, стояли в паре с трактористом над парадным входом на территорию выставки и в паре с рабочим в монументе Мухиной.
Всех этих «крестьянок» роднит пафос первых десятилетий Советской власти. Уже на первом году жизни нового государства (26 сентября 1918 г.) на Президиуме Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) был одобрен проект Постоянной промышленно-показательной выставки с девизом: «Опираясь на народное хозяйство, коммунизм пускает колесо новой жизни в ход».
Менькова Н.В. Москва. Скульптура Мухиной Веры Игнатьевны «Рабочий и колхозница». Фотосъемка 1966 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#4
Выставки с их наглядностью и доступностью стали коллективным пропагандистом новой жизни в первом в мире государстве рабочих и крестьян. Апофеозом этой практики стала знаменитая ВДНХ — Выставка достижений народного хозяйства.
Василий Николаевич Костяницын, создавая «Колхозницу», несомненно, использовал свой выставочный опыт: он 5 лет заведовал художественной частью предшественницы ВДНХ — Промышленно-показательной выставки ВСНХ, а затем ездил по заданию Высшего Совета народного хозяйства на Урал и Донбасс, чтобы запечатлеть успехи индустриализации.
Москва. ВДНХ. Фотосъемка 1955 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#5
На эту работу он был назначен после окончания Гражданской войны и отмены агитационных поездов и пароходов, в декорации которых активно участвовал. Именно там, превращая вагоны в агитационные, он почувствовал себя самостоятельным художником, применил на практике навыки и знания, полученные от отца и деда. С 10 лет он помогал им расписывать храмы в родном Калязине Тверской губернии, подмастерьем постигая секреты стенописи. В 14 лет уехал из родного дома в Москву, чтобы системно учиться искусству, был принят в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался у В. Серова, А. Архипова, К. Коровина, получил право на звание неклассного художника, но документов не получил, так как не сдал научных дисциплин, а потому продолжал работать с артелями в Москве.
#6
Революция все переменила в жизни: стены вагонов стали теми большими пространствами для Василия Костяницына, на которых проявился его личный стиль: монументальный, реалистичный, иногда до зрительного обмана. В «Колхознице» отразились эти черты: «деваха», изображенная с точки зрения снизу, с сознанием собственного достоинства смотрит на зрителя свысока.
Работницы и колхозницы, в партию Ленина. Плакат. Конец 1920-х — начало 1930-х гг. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#8
В ней всё чересчур: мощные мышцы, огромные руки, необхватные снопы пшеницы, яркий румянец на курносом щекастом лице… Работа притягивает взгляд сочными красками, скульптурными формами и любимым мотивом художника — изображением солнечного неба, которое практически отсутствует на плакатных агитках этого времени…
#7
Двадцатые годы и начало тридцатых — самое продуктивное время в жизни и творчестве Василия Николаевича Костяницына.
Он был активнейшим членом Ассоциации художников революционной России (с 1928 г. — Ассоциации художников революции), но не избежал «чистки».
Соколов С.Ф. (автор оригинала). Лучших ударниц, колхозниц — в партию Ленина. 1975 г. Копия одноименного плаката 1930-х гг. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#9
После публичного обсуждения, согласно Протоколу № 21 по чистке АХР от 25.04.1930 было принято решение по Костяницыну: «Считать проверенным. Рекомендовать освободиться в своем творчестве от иллюстративности и пассивного протоколизма». «Колхозница» — гипертрофированный призыв в новый уклад, детище времени коллективизации и индустриализации и художника, которому довелось творить в эту непростую эпоху.
#11
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Колхозница
Время создания
1930-е годы
Размер
139x91 см
Техника
холст, масло
Выставка
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться