Кокошник — праздничный головной убор молодой замужней женщины, в старину он был самой важной частью женского костюма. Его носили только с нарядами из дорогого покупного шелка или парчи. Впервые кокошник надевали сразу после венчания: снимали с головы перевязку, расплетали девичью косу, заплетали две косы и надевали кокошник. Поверх обязательно повязывали платок — это делали так, чтобы передняя и боковые части оставались на виду. В холодную пору богатые каргополки поверх кокошника носили шапки с собольей опушкой. В народе такие шапки прозвали «корабликом» за причудливую форму.
Позволить себе дорогой головной убор могла не каждая невеста, поэтому кокошники часто брали взаймы на время свадьбы. Кокошник женщина носила еще в течение года, а затем надевала только по большим праздникам. Праздничные уборы бережно хранили и передавали по наследству, по ним можно было судить о достатке семьи. В крестьянских семьях кокошники считались своего рода «запасным капиталом». Так, в начале ХХ века убор с жемчугом стоил в среднем 50–70 рублей — на эти деньги можно было купить лошадь.
Состоял кокошник из трех основных деталей. Часть надо лбом называется «очелье», к нему также относятся боковые пауши, которые закрывают уши. Вторая часть — донце. Третья — задник.
Очелье кокошника из собрания музея расшито бусом и перламутровыми плашками. Бус — это стеклянные бусины с перламутровым напылением, имитирующие жемчуг. Перламутровые плашки — бусины из внутреннего слоя раковин моллюсков, плоские с одной стороны и слегка выпуклые с другой. В его центре виднеется круглая розетка — так называется мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка. По сторонам от розетки расположились небольшие узорные растения.
На паушах вышит узор в виде трезубца и цветка с пятью лепестками — он выполнен специальными металлическими нитками из настоящего золота. Поднизь — сетка, пришитая к нижнему краю — довольно небольшая, она сделана в один ряд и украшена бусом.
В разных частях Каргополья кокошники украшали по-разному, в зависимости от выбранного материала. В центральной части уезда — в городе и соседних с ним волостях — использовали речной жемчуг и бисер, создавая кокошники с массивными длинными поднизями со множеством рядов.
Севернее по Архангельскому тракту, по рекам Онеге и Кене, а также местами в районе Кенозера, уборы украшали бусом. Скорее всего, кокошник из экспозиции создан в этих местах. В фонды он попал в составе коллекции основателя музея Капитона Колпакова.
Позволить себе дорогой головной убор могла не каждая невеста, поэтому кокошники часто брали взаймы на время свадьбы. Кокошник женщина носила еще в течение года, а затем надевала только по большим праздникам. Праздничные уборы бережно хранили и передавали по наследству, по ним можно было судить о достатке семьи. В крестьянских семьях кокошники считались своего рода «запасным капиталом». Так, в начале ХХ века убор с жемчугом стоил в среднем 50–70 рублей — на эти деньги можно было купить лошадь.
Состоял кокошник из трех основных деталей. Часть надо лбом называется «очелье», к нему также относятся боковые пауши, которые закрывают уши. Вторая часть — донце. Третья — задник.
Очелье кокошника из собрания музея расшито бусом и перламутровыми плашками. Бус — это стеклянные бусины с перламутровым напылением, имитирующие жемчуг. Перламутровые плашки — бусины из внутреннего слоя раковин моллюсков, плоские с одной стороны и слегка выпуклые с другой. В его центре виднеется круглая розетка — так называется мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка. По сторонам от розетки расположились небольшие узорные растения.
На паушах вышит узор в виде трезубца и цветка с пятью лепестками — он выполнен специальными металлическими нитками из настоящего золота. Поднизь — сетка, пришитая к нижнему краю — довольно небольшая, она сделана в один ряд и украшена бусом.
В разных частях Каргополья кокошники украшали по-разному, в зависимости от выбранного материала. В центральной части уезда — в городе и соседних с ним волостях — использовали речной жемчуг и бисер, создавая кокошники с массивными длинными поднизями со множеством рядов.
Севернее по Архангельскому тракту, по рекам Онеге и Кене, а также местами в районе Кенозера, уборы украшали бусом. Скорее всего, кокошник из экспозиции создан в этих местах. В фонды он попал в составе коллекции основателя музея Капитона Колпакова.