Борис и Глеб были первыми русскими святыми. Они погибли мученической смертью, поэтому на иконах их принято изображать с крестами — символами мученичества. Аббревиатура «Мчч» в названии иконы также означает сокращенное «мученики».
Вверху композиции художник разместил картуш (фигурную рамку) с текстом молитвы. В нижнем поле расположен текст о сюжете произведения, он рассказывает о страшном пожаре в Каргополе 1 мая 1700 года. В тот день внезапно загорелась приказная палата — здание, где размещалась воеводская канцелярия, местное отделение органов государственного управления.
Огонь был неистовым: горящие бревна вылетали за городскую стену и поджигали посадские дворы. Дворы удалось спасти, но внутри самой крепости все пылало: жители пытались потушить пожар, но безуспешно. Вдруг в пламени появились святые Борис и Глеб — они шли по краю кровли Троицкой башни. В тот же час пламя удалось погасить.
Текст на поле иконы рассказывает, что чудесное явление видели многие люди. В их числе были ландрат (подчиненный губернатору глава города) Иван Ляпунов и посадский житель Иван Андреев. Андреев — это не фамилия, а форма отчества в старину, такая форма образовалась от слов «Иван Андреев сын». На иконе его фамилия не указана, но горожанам того времени она и не требовалась: он происходил из известного каргопольского рода и прославился пожертвованиями на церкви и монастыри. Благодаря другим сохранившимся документам исследователям удалось установить его полное имя: Иван Андреев Попов.
Икона Бориса и Глеба написана в начале XVIII века в честь чудесного спасения от пожара. Она считается особенно ценной не только из-за живописных качеств, но и потому, что на ней сохранилось единственное изображение каргопольской крепости в ее последние годы. Композиция помогает представить военно-административный центр огромного Каргопольского уезда таким, каким он был в начале XVIII столетия.
Важно, что художник отобразил не точный вид укрепления, а только знаковые его объекты. Из девяти башен он написал четыре. Для наглядности мастер переставил местами Троицкую башню, возле которой начался пожар, и Воскресенскую на заднем плане. Причем Троицкая развернута внешней стороной к зрителю.
По периметру крепость была почти квадратной. На каждой из четырех ее сторон возвышалось по одной башне с воротами, врезанными в валы. Все башни были рублеными — то есть, из цельных бревен (сруба). Шатровые завершения при строительстве перекрывались тесовым покрытием. Тес — это старинное название доски, которую получали при продольном расщеплении бревна при помощи клиньев. Завершались башни смотровыми вышками.
Приказная палата, с которой начался пожар, состояла из трех срубов: большие дома в древности строили, соединяя между собой отдельно сделанные части — срубы (клети). Рядом находилась Одигитриевская церковь — храм с одной главкой. За ним виден еще один храм с главкой, возможно, это церковь Спаса Нерукотворного образа. Перед ним, скорее всего, храм Всех Святых.
Вверху композиции художник разместил картуш (фигурную рамку) с текстом молитвы. В нижнем поле расположен текст о сюжете произведения, он рассказывает о страшном пожаре в Каргополе 1 мая 1700 года. В тот день внезапно загорелась приказная палата — здание, где размещалась воеводская канцелярия, местное отделение органов государственного управления.
Огонь был неистовым: горящие бревна вылетали за городскую стену и поджигали посадские дворы. Дворы удалось спасти, но внутри самой крепости все пылало: жители пытались потушить пожар, но безуспешно. Вдруг в пламени появились святые Борис и Глеб — они шли по краю кровли Троицкой башни. В тот же час пламя удалось погасить.
Текст на поле иконы рассказывает, что чудесное явление видели многие люди. В их числе были ландрат (подчиненный губернатору глава города) Иван Ляпунов и посадский житель Иван Андреев. Андреев — это не фамилия, а форма отчества в старину, такая форма образовалась от слов «Иван Андреев сын». На иконе его фамилия не указана, но горожанам того времени она и не требовалась: он происходил из известного каргопольского рода и прославился пожертвованиями на церкви и монастыри. Благодаря другим сохранившимся документам исследователям удалось установить его полное имя: Иван Андреев Попов.
Икона Бориса и Глеба написана в начале XVIII века в честь чудесного спасения от пожара. Она считается особенно ценной не только из-за живописных качеств, но и потому, что на ней сохранилось единственное изображение каргопольской крепости в ее последние годы. Композиция помогает представить военно-административный центр огромного Каргопольского уезда таким, каким он был в начале XVIII столетия.
Важно, что художник отобразил не точный вид укрепления, а только знаковые его объекты. Из девяти башен он написал четыре. Для наглядности мастер переставил местами Троицкую башню, возле которой начался пожар, и Воскресенскую на заднем плане. Причем Троицкая развернута внешней стороной к зрителю.
По периметру крепость была почти квадратной. На каждой из четырех ее сторон возвышалось по одной башне с воротами, врезанными в валы. Все башни были рублеными — то есть, из цельных бревен (сруба). Шатровые завершения при строительстве перекрывались тесовым покрытием. Тес — это старинное название доски, которую получали при продольном расщеплении бревна при помощи клиньев. Завершались башни смотровыми вышками.
Приказная палата, с которой начался пожар, состояла из трех срубов: большие дома в древности строили, соединяя между собой отдельно сделанные части — срубы (клети). Рядом находилась Одигитриевская церковь — храм с одной главкой. За ним виден еще один храм с главкой, возможно, это церковь Спаса Нерукотворного образа. Перед ним, скорее всего, храм Всех Святых.