В тувинских семьях очень любили детей и относились к ним с большим вниманием. Колыбель ребенка — кавай — считали сакральным предметом. Поэтому при изготовлении колыбели тувинцы строго соблюдали обряды.
Делать колыбель начинали только после рождения ребенка. Тувинцы ассоциировали кавай с женской утробой. Поэтому, по поверьям, нельзя было готовить для ребенка колыбель, пока у него есть своя — утроба матери.
Кавай изготавливали из кедра, ели или тополя. Использовали только сухостой, старые жизнеспособные деревья — чтобы ребенок жил так же долго и был здоровым.
Дно колыбели собирали из трех основных деревянных плашек, которые соединяли с помощью четырех поперечных плашек поменьше. К ним же по бокам приделывали стенки. Затем стенки соединяли сверху и снизу — у изголовья и у ног. Все мелкие крепежные детали были сделаны из древесины тополя.
Колыбели никогда не ломали и не выбрасывали. Как правило, в тувинских семьях было больше одного ребенка. Детей растили в одной и той же колыбели, которая переходила от старших к младшим.
С давних времен тувинцы отмечали праздник «первой колыбели» — на третьи или седьмые сутки после рождения ребенка. До этого он безотлучно находился с матерью и спал с ней в одной постели. Праздник считали обрядом очищения матери и ребенка от скверны, всегда сопутствующей родам — нечистому акту с точки зрения традиционных представлений.
Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывали освященной можжевеловой водой. Под малыша подкладывали «эдек» — сушеный овечий помет, который выполнял функцию подгузника. Он пропускал и впитывал влагу, удерживал тепло и, как считалось, обладал обеззараживающими свойствами.
Пуповину ребенка клали в маленький мешочек, который привязывали к изголовью колыбели. По их количеству можно было сразу определить, сколько в семье маленьких детей. К изголовью подвешивали и обереги — например, медвежий коготь, чтобы ребенок крепко и спокойно спал. Мешочек с пуповиной висел над кавай до тех пор, пока малыш не покидал свое первое ложе. Дети спали в колыбели долго, иногда до двух лет.
Делать колыбель начинали только после рождения ребенка. Тувинцы ассоциировали кавай с женской утробой. Поэтому, по поверьям, нельзя было готовить для ребенка колыбель, пока у него есть своя — утроба матери.
Кавай изготавливали из кедра, ели или тополя. Использовали только сухостой, старые жизнеспособные деревья — чтобы ребенок жил так же долго и был здоровым.
Дно колыбели собирали из трех основных деревянных плашек, которые соединяли с помощью четырех поперечных плашек поменьше. К ним же по бокам приделывали стенки. Затем стенки соединяли сверху и снизу — у изголовья и у ног. Все мелкие крепежные детали были сделаны из древесины тополя.
Колыбели никогда не ломали и не выбрасывали. Как правило, в тувинских семьях было больше одного ребенка. Детей растили в одной и той же колыбели, которая переходила от старших к младшим.
С давних времен тувинцы отмечали праздник «первой колыбели» — на третьи или седьмые сутки после рождения ребенка. До этого он безотлучно находился с матерью и спал с ней в одной постели. Праздник считали обрядом очищения матери и ребенка от скверны, всегда сопутствующей родам — нечистому акту с точки зрения традиционных представлений.
Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывали освященной можжевеловой водой. Под малыша подкладывали «эдек» — сушеный овечий помет, который выполнял функцию подгузника. Он пропускал и впитывал влагу, удерживал тепло и, как считалось, обладал обеззараживающими свойствами.
Пуповину ребенка клали в маленький мешочек, который привязывали к изголовью колыбели. По их количеству можно было сразу определить, сколько в семье маленьких детей. К изголовью подвешивали и обереги — например, медвежий коготь, чтобы ребенок крепко и спокойно спал. Мешочек с пуповиной висел над кавай до тех пор, пока малыш не покидал свое первое ложе. Дети спали в колыбели долго, иногда до двух лет.