Имя Фёдора Шаляпина, мировой знаменитости и народного артиста РСФСР, несколько десятилетий было под запретом в СССР. Советскому правительству не нравились его открытые взгляды, европейские гастроли и финансовая помощь детям эмигрантов, что расценивалось как поддержка белогвардейского движения. Только спустя 30 лет после смерти артиста, в конце 1960-х годов, на волне хрущевской оттепели в Казани открыли первую в Советском Союзе выставку, посвященную Фёдору Шаляпину.
Многие экспонаты шаляпинской квартиры имели не только мемориальную, но и художественную ценность. Среди них — японский кофейный сервиз «Дракон и монахи» на именной салфетке артиста. Он служил семье артиста в его последней русской квартире — в Санкт-Петербурге, на улице Графтио, откуда он навсегда уехал за границу.
Сервиз состоит из европейского набора предметов: двух чашечек с блюдцами, сахарницы, сливочника и кофейника. Сервиз изготовлен из фаянса, расписан золотом и цветными эмалями в технике «возвышенная эмаль».
Кофейный сервиз выполнен в стиле керамики из Сацума, известной с XVI века. Сацума — это северная японская провинция, где располагалось одно из главных производств керамики из-за крупных месторождений глины. Мастера работали на берегу, поэтому сюжеты росписи часто вдохновлены морем. На сервизе можно рассмотреть раковины и морские волны.
Основной сюжет росписи японской керамики посвящен миру буддийской мифологии. Главная художественная доминанта каждого предмета сервиза — изображение бога в виде большой извивающейся змеи. Дракон нарисован в японской стилистике, с тремя пальцами, этому образу из мелких речных ракушек около 7000 лет. Дракон олицетворял божественную силу императора и был национальным символом Японии.
Все предметы сервиза дополнены изображениями буддийских монахов-отшельников. Они проходили аскезу вдали от людских поселений, усмиряя плоть и развиваясь духовно. Обилие золота характерно для керамики Сацума, это подчеркивало роскошь сервизов, которые в XIX веке были очень популярны во всей Европе.
Многие экспонаты шаляпинской квартиры имели не только мемориальную, но и художественную ценность. Среди них — японский кофейный сервиз «Дракон и монахи» на именной салфетке артиста. Он служил семье артиста в его последней русской квартире — в Санкт-Петербурге, на улице Графтио, откуда он навсегда уехал за границу.
Сервиз состоит из европейского набора предметов: двух чашечек с блюдцами, сахарницы, сливочника и кофейника. Сервиз изготовлен из фаянса, расписан золотом и цветными эмалями в технике «возвышенная эмаль».
Кофейный сервиз выполнен в стиле керамики из Сацума, известной с XVI века. Сацума — это северная японская провинция, где располагалось одно из главных производств керамики из-за крупных месторождений глины. Мастера работали на берегу, поэтому сюжеты росписи часто вдохновлены морем. На сервизе можно рассмотреть раковины и морские волны.
Основной сюжет росписи японской керамики посвящен миру буддийской мифологии. Главная художественная доминанта каждого предмета сервиза — изображение бога в виде большой извивающейся змеи. Дракон нарисован в японской стилистике, с тремя пальцами, этому образу из мелких речных ракушек около 7000 лет. Дракон олицетворял божественную силу императора и был национальным символом Японии.
Все предметы сервиза дополнены изображениями буддийских монахов-отшельников. Они проходили аскезу вдали от людских поселений, усмиряя плоть и развиваясь духовно. Обилие золота характерно для керамики Сацума, это подчеркивало роскошь сервизов, которые в XIX веке были очень популярны во всей Европе.