Историческую меблировку трех залов Библиотеки Александровского дворца составляли шкафы красного дерева, стулья, столы, витрины для размещения различных коллекций, изготовленные при императоре Николае I во второй четверти XIX века. Однако все мебельное убранство библиотеки Александровского дворца было утрачено в годы Великой Отечественной войны.
В современной экспозиции Большой библиотеки дворца использованы ясеневые книжные шкафы в стилистике позднего ампира. Они были выполнены в 1830-е годы по проекту архитектора А.Е. Штауберта для кабинетов здания Сената и Синода и в целом близки по общему художественному решению утраченной библиотечной мебели императорской царскосельской резиденции.
Декор книжных шкафов минималистичен и строг. Главное их украшение — резные изображения головы Медузы Горгоны на створках дверей. Медуза Горгона — известный персонаж древнегреческой мифологии. Мы привыкли представлять ее существом, наводящим ужас. Какова же история этой древнегреческой героини? Будучи юной девушкой, она очаровала бога морей Посейдона, который насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная богиня наказала девушку, превратив ее в чудовище со змеями вместо волос и наделив силой превращать в камень все живое одним своим взглядом. С тех пор Медуза вынуждена была скрываться. Однако ее нашел и обезглавил Персей. Голова Медузы, и после смерти сохранившая способность превращать в камень все живое, была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту — эгиде. Позднее, уже в Древнем Риме, змеевласая голова Медузы стала одним из наиболее популярных изображений на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия.
Также Горгона изображалась на военных медалях, украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах. Мифом о Медузе в разные эпохи вдохновлялись художники, скульпторы, поэты. Со временем образ Медузы перестал изображаться так ужасно, а горгонейон — медальон или маска с изображением ее головы — превратился в декоративный элемент, украшающий многие архитектурные памятники и предметы интерьера.
Образ Медузы Горгоны встречает посетителей Александровского дворца и в Большом зале императорской библиотеки. На створках шкафов мы видим лицо не сказочного чудовища, а нежной, ни в чем не повинной девушки. В волосах ее — не пугающие змеи, а головы и крылья птиц как символ ее свободолюбия и способности летать.
В современной экспозиции Большой библиотеки дворца использованы ясеневые книжные шкафы в стилистике позднего ампира. Они были выполнены в 1830-е годы по проекту архитектора А.Е. Штауберта для кабинетов здания Сената и Синода и в целом близки по общему художественному решению утраченной библиотечной мебели императорской царскосельской резиденции.
Декор книжных шкафов минималистичен и строг. Главное их украшение — резные изображения головы Медузы Горгоны на створках дверей. Медуза Горгона — известный персонаж древнегреческой мифологии. Мы привыкли представлять ее существом, наводящим ужас. Какова же история этой древнегреческой героини? Будучи юной девушкой, она очаровала бога морей Посейдона, который насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная богиня наказала девушку, превратив ее в чудовище со змеями вместо волос и наделив силой превращать в камень все живое одним своим взглядом. С тех пор Медуза вынуждена была скрываться. Однако ее нашел и обезглавил Персей. Голова Медузы, и после смерти сохранившая способность превращать в камень все живое, была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту — эгиде. Позднее, уже в Древнем Риме, змеевласая голова Медузы стала одним из наиболее популярных изображений на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия.
Также Горгона изображалась на военных медалях, украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах. Мифом о Медузе в разные эпохи вдохновлялись художники, скульпторы, поэты. Со временем образ Медузы перестал изображаться так ужасно, а горгонейон — медальон или маска с изображением ее головы — превратился в декоративный элемент, украшающий многие архитектурные памятники и предметы интерьера.
Образ Медузы Горгоны встречает посетителей Александровского дворца и в Большом зале императорской библиотеки. На створках шкафов мы видим лицо не сказочного чудовища, а нежной, ни в чем не повинной девушки. В волосах ее — не пугающие змеи, а головы и крылья птиц как символ ее свободолюбия и способности летать.