Во время большинства богослужений в православных храмах принято использовать кадильницу. Это специальный металлический сосуд, в котором разжигают уголь с благовонной смолой — ладаном. Хранят принадлежности для окуривания в специальной кадильной нише, благовония сжигают с обязательной молитвой.
Кадильница из фондов Тобольского музея-заповедника внешне напоминает небольшой ковш или чашу с длинной деревянной ручкой. Основная часть — тулово округлой формы — выполнена из желтого металла, состоит из двух частей. Верхняя половина откидная, с небольшими круглыми отверстиями, через которые поступает воздух и выходит дым. Украшена она тонкими прорезными ободками. Верхняя и нижняя части соединяются шарниром.
Ручная кадильница считалась более простым приспособлением, чем подвесная чаша с крышкой на цепочке. Вариантом на длинной ручке пользовались чаще всего в монашеских кельях или окуривали иконы дома. При этом кадильницей чертили в воздухе крест — как будто осеняли им образа.
Чаще всего ручные кадильницы изготавливали из металла — меди или бронзы. Ручку снабжали деревянной накладкой, чтобы она меньше нагревалась от углей и горячего дыма. Самые простые модели создавали из глины или камня. Подобные кадильницы и сейчас используют в греческих православных церквях — там их называют кацеями. В России они сохранились у старообрядцев-беспоповцев, которые совершают службы без духовенства. Иногда такие кадильницы устанавливают над иконостасом в качестве курильниц для ладана, и угли в них тлеют постоянно.
В современном богослужебном каноне выделяют два вида каждения: большое и малое. Во время полного обряда ладаном окуривают весь храм. Этот вариант обращен к молящимся и символизирует благодать Святого Духа, которая, как считается, сходит на них во время службы. Малое каждение предназначено для Бога и проводится только в алтаре и у иконостаса, где хранятся церковные святыни. При этом сами угли в кадильнице символизируют человеческую природу Христа, огонь — его божественную сущность, а ароматный ладан — молитву, которая возносится к небесам. В ответ на каждение прихожане обязательно кланяются.
Кадильница из фондов Тобольского музея-заповедника внешне напоминает небольшой ковш или чашу с длинной деревянной ручкой. Основная часть — тулово округлой формы — выполнена из желтого металла, состоит из двух частей. Верхняя половина откидная, с небольшими круглыми отверстиями, через которые поступает воздух и выходит дым. Украшена она тонкими прорезными ободками. Верхняя и нижняя части соединяются шарниром.
Ручная кадильница считалась более простым приспособлением, чем подвесная чаша с крышкой на цепочке. Вариантом на длинной ручке пользовались чаще всего в монашеских кельях или окуривали иконы дома. При этом кадильницей чертили в воздухе крест — как будто осеняли им образа.
Чаще всего ручные кадильницы изготавливали из металла — меди или бронзы. Ручку снабжали деревянной накладкой, чтобы она меньше нагревалась от углей и горячего дыма. Самые простые модели создавали из глины или камня. Подобные кадильницы и сейчас используют в греческих православных церквях — там их называют кацеями. В России они сохранились у старообрядцев-беспоповцев, которые совершают службы без духовенства. Иногда такие кадильницы устанавливают над иконостасом в качестве курильниц для ладана, и угли в них тлеют постоянно.
В современном богослужебном каноне выделяют два вида каждения: большое и малое. Во время полного обряда ладаном окуривают весь храм. Этот вариант обращен к молящимся и символизирует благодать Святого Духа, которая, как считается, сходит на них во время службы. Малое каждение предназначено для Бога и проводится только в алтаре и у иконостаса, где хранятся церковные святыни. При этом сами угли в кадильнице символизируют человеческую природу Христа, огонь — его божественную сущность, а ароматный ладан — молитву, которая возносится к небесам. В ответ на каждение прихожане обязательно кланяются.