В 1966 году из Московской государственной консерватории в Музей музыки были переданы два кларнета в строе «ля» и «си-бемоль». Они были изготовлены фирмой C. Kruspe в немецком городе Эрфурт в первой четверти ХХ века. Музыкальные инструменты немного отличаются по окраске звука и поэтому дополняют друг друга по тембру.
Более крупный кларнет в строе «ля» обладает более темным и густым звуком. Кларнет состоит из пяти разъемных частей: мундштук (с одинарной тростью), бочонок, верхнее колено, нижнее колено и раструб. На лицевой стороне кларнета имеется 14 клапанов, из них три открытых, а также шесть игровых отверстий с «очковыми клапанами» (то есть клапанами не закрываются) и одно открытое игровое отверстие с тыльной стороны инструмента для большого пальца левой руки.
Этот кларнет принадлежал Сергею Васильевичу Розанову (1870–1937), русскому кларнетисту, профессору Московской консерватории, заслуженному деятелю искусств РСФСР. Сергей Васильевич считается основоположником современной русской школы игры на кларнете.
Сергей Розанов родился в Рязани. Играть на кларнете начал с 12 лет под руководством отца, музыканта-любителя. На вступительном экзамене в Московскую консерваторию 16-летний юноша покорил комиссию виртуозным исполнением «Фантастических пьес» Роберта Шумана.
В консерватории Розанов обучался в классе кларнета у профессора, артиста оркестра Большого театра Карла Францевича Циммермана, занимался камерным музицированием под руководством Сергея Ивановича Танеева. Окончил учебное заведение в 1890 году с Большой серебряной медалью (золотые исполнителям на духовых инструментах в то время не вручались).
С 1889 по 1894 год Сергей Васильевич работал солистом оркестров в театрах Москвы, украинской опере, итальянской опере, «Русской опере Прянишникова». В течение 35 лет (до 1929 года) Розанов был бессменным солистом оркестра Большого театра.
Игрой Розанова восхищались Петр Ильич Чайковский, дирижер Артур Никиш. Высоко ценил его исполнительское мастерство Сергей Васильевич Рахманинов, который даже написал специально для Розанова соло кларнета во второй части Второго фортепианного концерта и в третьей части Второй симфонии.
Более крупный кларнет в строе «ля» обладает более темным и густым звуком. Кларнет состоит из пяти разъемных частей: мундштук (с одинарной тростью), бочонок, верхнее колено, нижнее колено и раструб. На лицевой стороне кларнета имеется 14 клапанов, из них три открытых, а также шесть игровых отверстий с «очковыми клапанами» (то есть клапанами не закрываются) и одно открытое игровое отверстие с тыльной стороны инструмента для большого пальца левой руки.
Этот кларнет принадлежал Сергею Васильевичу Розанову (1870–1937), русскому кларнетисту, профессору Московской консерватории, заслуженному деятелю искусств РСФСР. Сергей Васильевич считается основоположником современной русской школы игры на кларнете.
Сергей Розанов родился в Рязани. Играть на кларнете начал с 12 лет под руководством отца, музыканта-любителя. На вступительном экзамене в Московскую консерваторию 16-летний юноша покорил комиссию виртуозным исполнением «Фантастических пьес» Роберта Шумана.
В консерватории Розанов обучался в классе кларнета у профессора, артиста оркестра Большого театра Карла Францевича Циммермана, занимался камерным музицированием под руководством Сергея Ивановича Танеева. Окончил учебное заведение в 1890 году с Большой серебряной медалью (золотые исполнителям на духовых инструментах в то время не вручались).
С 1889 по 1894 год Сергей Васильевич работал солистом оркестров в театрах Москвы, украинской опере, итальянской опере, «Русской опере Прянишникова». В течение 35 лет (до 1929 года) Розанов был бессменным солистом оркестра Большого театра.
Игрой Розанова восхищались Петр Ильич Чайковский, дирижер Артур Никиш. Высоко ценил его исполнительское мастерство Сергей Васильевич Рахманинов, который даже написал специально для Розанова соло кларнета во второй части Второго фортепианного концерта и в третьей части Второй симфонии.