В экспозиции Музея музыки представлен самый популярный в Башкирии народный музыкальный инструмент курай. Он был сделан известным башкирским актером, певцом, кураистом Гатой Зулькафиловичем Сулеймановым. Как фольклорист он собрал и записал 250 древних песен и легенд, 150 из них обработал для курая.
Этот инструмент представляет собой продольную открытую флейту из стебля одноименного зонтичного растения. Для него выбирался гладкий, пустой и чистый внутри стебель, в котором вырезали пять прямоугольных отверстий — четыре на лицевой стороне и одно на тыльной.
Обычно музыканты сами изготавливали для себя инструменты. Во время игры исполнители — курайсы — вкладывали курай широким концом в рот между зубами, закрывая одну половину верхнего отверстия губой, а другую зажимая языком. Свободно пользуясь приемом передувания, они доводили диапазон инструмента до двух с половиной октав.
Традиционно, начиная игру, музыканты извлекали один протяжный звук на курае, а затем голосом как бы соскальзывали с него на квинту вниз. Этот гортанный своеобразный звук постоянно сопровождал инструментальную мелодию.
Звук курая очень приятного тембра, но слабый. Вместе с тем у хороших игроков мелодия могла приобретать относительную силу и наполненность тона. Некоторые из них владели искусством звукоподражания, имитацией голосов птиц и животных. Играли на курае преимущественно мужчины, но встречались и женщины-курайсы.
Курай для башкир не только музыкальный инструмент, но и средство передачи исторических знаний от поколения к поколению. Известно, что раньше, перед началом исполнения какой-либо мелодии или песни, исполнители рассказывали легенду их происхождения.
Курай часто упоминается в башкирском эпосе, народных легендах и сказках. Древняя мелодия «Сынрау торна» («Звенящий журавль») исполняется только на курае, так как только на нем можно издать звук, подобный крику журавлей.
Курай считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая из семи лепестков изображено на гербе и флаге Башкортостана.
Этот инструмент представляет собой продольную открытую флейту из стебля одноименного зонтичного растения. Для него выбирался гладкий, пустой и чистый внутри стебель, в котором вырезали пять прямоугольных отверстий — четыре на лицевой стороне и одно на тыльной.
Обычно музыканты сами изготавливали для себя инструменты. Во время игры исполнители — курайсы — вкладывали курай широким концом в рот между зубами, закрывая одну половину верхнего отверстия губой, а другую зажимая языком. Свободно пользуясь приемом передувания, они доводили диапазон инструмента до двух с половиной октав.
Традиционно, начиная игру, музыканты извлекали один протяжный звук на курае, а затем голосом как бы соскальзывали с него на квинту вниз. Этот гортанный своеобразный звук постоянно сопровождал инструментальную мелодию.
Звук курая очень приятного тембра, но слабый. Вместе с тем у хороших игроков мелодия могла приобретать относительную силу и наполненность тона. Некоторые из них владели искусством звукоподражания, имитацией голосов птиц и животных. Играли на курае преимущественно мужчины, но встречались и женщины-курайсы.
Курай для башкир не только музыкальный инструмент, но и средство передачи исторических знаний от поколения к поколению. Известно, что раньше, перед началом исполнения какой-либо мелодии или песни, исполнители рассказывали легенду их происхождения.
Курай часто упоминается в башкирском эпосе, народных легендах и сказках. Древняя мелодия «Сынрау торна» («Звенящий журавль») исполняется только на курае, так как только на нем можно издать звук, подобный крику журавлей.
Курай считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая из семи лепестков изображено на гербе и флаге Башкортостана.