На выставке представлен клад медных серпов срубной культуры, который был обнаружен в 1964 году при земляных работах на левом берегу реки Камелик, недалеко от села Перелюб Саратовской области. Было найдено 16 серпов общим весом около шести килограммов, в экспозиции музея представлено 13 из них. Масса отдельных предметов колеблется от 330 до 450 граммов. Внешне серпы напоминают вогнутые пластины. Один конец серпа имеет загиб в виде крючка. Такие крючки использовались для того, чтобы скрепить металлическую пластину и рукоять. Подобные серпы относят к срубному типу.
Ученые предполагают, что орудия изготавливались следующим образом: первоначально расплавленный металл заливали в глиняную или каменную литейную форму, затем производилась горячая ковка при температуре 500 — 700ºС, а завершающим этапом обработки лезвия была холодная проковка, которая эффективно упрочняла металл и повышала его режущую способность. Также благодаря такой технологии лезвие получало характерную продольную изогнутость. Следы проковки — короткие и неглубокие вмятины — отчетливо видны на всех серпах с вогнутой стороны. Согласно проведенному спектральному анализу, серпы были отлиты из чистой меди без искусственных легирующих добавок, с незначительным количеством естественных примесей: свинца, цинка, железа, серебра, марганца и никеля.
До открытия Перелюбского клада в Саратовском Поволжье были известны лишь отдельные находки серпов подобного типа. Аналоги перелюбским серпам можно найти на всей территории распространения срубной культуры. Первооткрывателем срубной культуры стал Василий Городцов, который в 1901–1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил внимание на погребения, выложенные деревом по образцу сруба жилого дома. В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения эта культура получила название срубной. По мнению исследователей, широкое распространение серпов в период срубной культуры свидетельствует о возросшей роли земледелия в эпоху позднего бронзового века. При этом основой хозяйства носителей срубной культуры оставалось стойловое и отгонное скотоводство.
Ученые предполагают, что орудия изготавливались следующим образом: первоначально расплавленный металл заливали в глиняную или каменную литейную форму, затем производилась горячая ковка при температуре 500 — 700ºС, а завершающим этапом обработки лезвия была холодная проковка, которая эффективно упрочняла металл и повышала его режущую способность. Также благодаря такой технологии лезвие получало характерную продольную изогнутость. Следы проковки — короткие и неглубокие вмятины — отчетливо видны на всех серпах с вогнутой стороны. Согласно проведенному спектральному анализу, серпы были отлиты из чистой меди без искусственных легирующих добавок, с незначительным количеством естественных примесей: свинца, цинка, железа, серебра, марганца и никеля.
До открытия Перелюбского клада в Саратовском Поволжье были известны лишь отдельные находки серпов подобного типа. Аналоги перелюбским серпам можно найти на всей территории распространения срубной культуры. Первооткрывателем срубной культуры стал Василий Городцов, который в 1901–1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил внимание на погребения, выложенные деревом по образцу сруба жилого дома. В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения эта культура получила название срубной. По мнению исследователей, широкое распространение серпов в период срубной культуры свидетельствует о возросшей роли земледелия в эпоху позднего бронзового века. При этом основой хозяйства носителей срубной культуры оставалось стойловое и отгонное скотоводство.