О существовании у хантов, одного из коренных народов Западной Сибири, культовых деревянных изображений ученым известно давно. В старину их посвящали духам, которые жили бок о бок с людьми и взаимодействовали с ними: помогали в делах, оберегали семьи или, наоборот, строили козни.
Общаться с духами помогали четкие предписания, правила и запреты, которые складывались годами. Например, ханты представляли огонь живым существом, в котором обитал особый дух. Поэтому место вокруг очага огораживали, а в пламя никогда не бросали мусор, не втыкали ножи и топоры, вокруг него не рисовали и не чертили острыми предметами.
Больше всего верований и обрядов у хантов было связано с основой их существования — охотой и рыболовством. Собираясь на промысел, они кормили домашних духов хлебом, мясом и рыбьим жиром, прося удачи. На месте они тоже приносили жертвы, но уже лесному духу — хозяину промыслового угодья. После охоты ханты оставляли ему часть добычи в знак благодарности.
Согласно правилам, большинство манси и хантов не имело права изготавливать культовые атрибуты. Только посвященные лица могли делать бубны, жертвенные покрывала, деревянные изваяния. Божков заказывали у посвященных мастеров, а после выкупали их за символическую сумму.
Сакральные изваяния всегда изготавливали из отдельного куска дерева, его не рубили топором. Большинство духов выполняли в форме человеческих фигур с обозначенными чертами лица. Например, у идола из коллекции музея города Муравленко есть шея и голова, на лице вырезаны глаза, нос и рот.
Характерной чертой ритуальной скульптуры народов уральской языковой семьи стала остроголовость. Часть исследователей предполагает, что заостренная форма головы идолов восходит к коническим головным уборам: шлемам и суконным шляпам шаманов. Некоторые историки связывают остроголовость идолов с признаком мужского пола.
Уральская языковая семья включает в себя две ветви — финно-угорскую и самодийскую. К первой относятся представители обско-угорской группы ханты и манси, ко второй — ненцы юраки, лесные ненцы, нганасаны, селькупы, энцы. Многие языки народов южной самодийской группы — саянских самодийцев — сегодня считаются вымершими, так как в мире не осталось ни одного живого носителя.
Общаться с духами помогали четкие предписания, правила и запреты, которые складывались годами. Например, ханты представляли огонь живым существом, в котором обитал особый дух. Поэтому место вокруг очага огораживали, а в пламя никогда не бросали мусор, не втыкали ножи и топоры, вокруг него не рисовали и не чертили острыми предметами.
Больше всего верований и обрядов у хантов было связано с основой их существования — охотой и рыболовством. Собираясь на промысел, они кормили домашних духов хлебом, мясом и рыбьим жиром, прося удачи. На месте они тоже приносили жертвы, но уже лесному духу — хозяину промыслового угодья. После охоты ханты оставляли ему часть добычи в знак благодарности.
Согласно правилам, большинство манси и хантов не имело права изготавливать культовые атрибуты. Только посвященные лица могли делать бубны, жертвенные покрывала, деревянные изваяния. Божков заказывали у посвященных мастеров, а после выкупали их за символическую сумму.
Сакральные изваяния всегда изготавливали из отдельного куска дерева, его не рубили топором. Большинство духов выполняли в форме человеческих фигур с обозначенными чертами лица. Например, у идола из коллекции музея города Муравленко есть шея и голова, на лице вырезаны глаза, нос и рот.
Характерной чертой ритуальной скульптуры народов уральской языковой семьи стала остроголовость. Часть исследователей предполагает, что заостренная форма головы идолов восходит к коническим головным уборам: шлемам и суконным шляпам шаманов. Некоторые историки связывают остроголовость идолов с признаком мужского пола.
Уральская языковая семья включает в себя две ветви — финно-угорскую и самодийскую. К первой относятся представители обско-угорской группы ханты и манси, ко второй — ненцы юраки, лесные ненцы, нганасаны, селькупы, энцы. Многие языки народов южной самодийской группы — саянских самодийцев — сегодня считаются вымершими, так как в мире не осталось ни одного живого носителя.