Анна Остроумова-Лебедева родилась в семье сенатора, тайного советника, одного из высших гражданских чиновников Синода Русской православной церкви Петра Остроумова и его жены Марии Чехович.
Начальное художественное образование Остроумова-Лебедева получила в Центральном училище технического рисования барона Александра Штиглица. Ее преподавателем был Василий Матэ — один из самых известных граверов конца XIX века, академик и действительный член Императорской Академии художеств. В училище она освоила технику ксилографии — гравюры на дереве, — которая стала главной в ее творчестве.
Остроумова продолжила образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, куда уже начали принимать женщин. Преподавателями в то время были известные художники Илья Репин, Константин Савицкий и Павел Чистяков. В качестве выпускных работ Остроумова-Лебедева представила 14 гравюр и завершила обучение со званием художника. В 1898–1899 годах художница работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера — американского мастера живописного портрета, офорта и литографии. В это же время Остроумова сблизилась с художниками творческого объединения «Мир искусства», принимала участие в их выставках и выпуске одноименного журнала.
В 1905 году Остроумова вышла замуж за химика Сергея Лебедева. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу. В 1918–1922 годах она преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники, а затем — во Всероссийской академии художеств.
Во время Великой Отечественной войны Остроумова-Лебедева работала в блокадном Ленинграде. В городе она создала ряд пронзительных графических работ. В 1946 году ее удостоили звания Народного художника РСФСР, а в 1949-м она стала действительным членом Академии Художеств СССР. Скончалась художница 5 мая 1957 года, не дожив всего одного дня до своего 86-летия.
Главной темой ее гравюр был архитектурный пейзаж, в частности, виды Санкт-Петербурга и его окрестностей. Первые работы в этой серии появились в 1900-х годах и были посвящены Павловску. Завершила цикл ксилография «Вид на крепость ночью», над которой Остроумова, уже тяжело больная, работала в середине 1940-х годов.
Остроумова-Лебедева много путешествовала по России и за границей. В «Автобиографических записках» сохранились ее воспоминания о неоднократных поездках на Кавказ вместе с мужем. Во время одной из них она и написала акварель «Кисловодск», представленную в экспозиции. Об этой поездке сама Лебедева писала:
Начальное художественное образование Остроумова-Лебедева получила в Центральном училище технического рисования барона Александра Штиглица. Ее преподавателем был Василий Матэ — один из самых известных граверов конца XIX века, академик и действительный член Императорской Академии художеств. В училище она освоила технику ксилографии — гравюры на дереве, — которая стала главной в ее творчестве.
Остроумова продолжила образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, куда уже начали принимать женщин. Преподавателями в то время были известные художники Илья Репин, Константин Савицкий и Павел Чистяков. В качестве выпускных работ Остроумова-Лебедева представила 14 гравюр и завершила обучение со званием художника. В 1898–1899 годах художница работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера — американского мастера живописного портрета, офорта и литографии. В это же время Остроумова сблизилась с художниками творческого объединения «Мир искусства», принимала участие в их выставках и выпуске одноименного журнала.
В 1905 году Остроумова вышла замуж за химика Сергея Лебедева. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу. В 1918–1922 годах она преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники, а затем — во Всероссийской академии художеств.
Во время Великой Отечественной войны Остроумова-Лебедева работала в блокадном Ленинграде. В городе она создала ряд пронзительных графических работ. В 1946 году ее удостоили звания Народного художника РСФСР, а в 1949-м она стала действительным членом Академии Художеств СССР. Скончалась художница 5 мая 1957 года, не дожив всего одного дня до своего 86-летия.
Главной темой ее гравюр был архитектурный пейзаж, в частности, виды Санкт-Петербурга и его окрестностей. Первые работы в этой серии появились в 1900-х годах и были посвящены Павловску. Завершила цикл ксилография «Вид на крепость ночью», над которой Остроумова, уже тяжело больная, работала в середине 1940-х годов.
Остроумова-Лебедева много путешествовала по России и за границей. В «Автобиографических записках» сохранились ее воспоминания о неоднократных поездках на Кавказ вместе с мужем. Во время одной из них она и написала акварель «Кисловодск», представленную в экспозиции. Об этой поездке сама Лебедева писала: