При входе в Летний сад со стороны реки Мойки посетителя встречает великолепная порфировая ваза , подаренная Императору Николаю I шведским королем Карлом-Иоганном XIV в знак доброй воли после многочисленных войн между Россией и Швецией.
Вход в Летний сад
Ограда Летнего сада со стороны реки Мойки. Архитектор Л.И. Шарлемань
Ваза была выполнена на Эльфдаленской королевской мануфактуре из местного гранита, традиционно называемого порфиром. На судне «Александра» пять отдельно выточенных частей вазы доставили в Петербург, где их должны были собрать шведские мастера. Император Николай I от помощи иностранных специалистов отказался.
10 сентября 1839 года, собранная русскими мастерами ваза Эльфдаленского порфира была торжественно установлена на берегу Карпиева пруда в Летнем саду.
Поднятая на высокий постамент, отраженная в водах пруда ваза изяществом своих форм задает посетителю Летнего сада возвышенную интонацию.
Вход в Летний сад со стороны реки Мойки появился в XIX веке, когда сад был уже городским публичным пространством, предназначенным «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I здесь были проведены большие работы, со стороны Мойки появилась чугунная ограда.
Матюнин П.П. «Цветник Летнего сада». 1921. ГРМ
В 1917 году Летний сад потерял статус «императорского» и стал любимым местом прогулок горожан, которые по-своему восприняли его широкую доступность.
В картине «Цветник Летнего сада» художник П. Матюнин создал его новый образ, иронически оттенив строгую красоту формы Карпиева пруда и порфировой вазы причудливым ритмом фигур отдыхающих.
Эльфдаленская ваза
Морозной зимой 2008 года знаменитая Эльфдаленская ваза раскололась пополам.
После реставрации, в которой приняли участие российские и шведские специалисты, в том числе, праправнук одного из мастеров, трудившихся над созданием королевского подарка русскому царю, ваза снова вернулась на свое историческое место.