Интерес Юрия Антоновича Зайцева к истории родного народа отразился в живописных работах, созданных по мотивам поэмы Константина Васильевича Иванова «Нарспи». Идея написать картину родилась еще в начале 1930-х годов, однако к реализации задуманного он приступил лишь в 1939 году, когда началась подготовка к празднованию в республике пятидесятилетия со дня рождения поэта. Художник в течение двух лет собирал натурный материал в чувашских селах Башкирии — на родине Иванова, — делал зарисовки и писал портреты.
На юбилейной выставке, посвященной Константину Иванову, Зайцев показал целую серию работ на тему «Нарспи», тем самым вызвал огромный интерес публики и искусствоведов. К одному из таких полотен относится «Киреметь», написанное по мотивам пьесы Петра Осипова «Айдар». Сюжет о трагической любви Сендиера и Пинерби, погубленной Айдаром, развивается на ярком историко-этнографическом фоне чувашского быта, нравов, верований и фольклора восемнадцатого века. Композиция, ритм чередующихся главных и второстепенных персонажей, горячий тревожный колорит одних и холодный мрачный других оказывает на зрителя нужное эмоциональное воздействие.
В центре композиции фигура девушки-невесты, стоящей у киремети — языческого божества, обитавшего, по мнению чувашей, в старых высохших стволах деревьев. Вокруг испуганные дружки жениха — всевластного богача Айдара.
В холодных отсветах вечерней зари розовеют легкие облачка, белые черепа жертвенных животных, белое покрывало и платье невесты. От синего вечернего неба падают на траву синие тени деревьев, грозным призраком высится жених на белом коне. Он решается принести в жертву непокорную Пинерби. Хотя выражение лиц присутствующих не удается разглядеть, но страх одних и злодейская угодливость других передается позами и жестами персонажей.
Художник не стремился создать иллюстрацию к литературному источнику, а через национальный типаж и обряд пытался сопоставить прошлое и настоящее, философски осмыслить действительность через фольклорно-исторический сюжет.
На юбилейной выставке, посвященной Константину Иванову, Зайцев показал целую серию работ на тему «Нарспи», тем самым вызвал огромный интерес публики и искусствоведов. К одному из таких полотен относится «Киреметь», написанное по мотивам пьесы Петра Осипова «Айдар». Сюжет о трагической любви Сендиера и Пинерби, погубленной Айдаром, развивается на ярком историко-этнографическом фоне чувашского быта, нравов, верований и фольклора восемнадцатого века. Композиция, ритм чередующихся главных и второстепенных персонажей, горячий тревожный колорит одних и холодный мрачный других оказывает на зрителя нужное эмоциональное воздействие.
В центре композиции фигура девушки-невесты, стоящей у киремети — языческого божества, обитавшего, по мнению чувашей, в старых высохших стволах деревьев. Вокруг испуганные дружки жениха — всевластного богача Айдара.
В холодных отсветах вечерней зари розовеют легкие облачка, белые черепа жертвенных животных, белое покрывало и платье невесты. От синего вечернего неба падают на траву синие тени деревьев, грозным призраком высится жених на белом коне. Он решается принести в жертву непокорную Пинерби. Хотя выражение лиц присутствующих не удается разглядеть, но страх одних и злодейская угодливость других передается позами и жестами персонажей.
Художник не стремился создать иллюстрацию к литературному источнику, а через национальный типаж и обряд пытался сопоставить прошлое и настоящее, философски осмыслить действительность через фольклорно-исторический сюжет.