Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство Чувашии»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Киреметь

Время создания
1938–1940 годы
Место создания
СССР, Чувашия
Размер
138x124 см
Техника
холст, масло
4
Открыть в приложении
#2
Интерес Юрия Антоновича Зайцева к истории родного народа отразился в живописных работах, созданных по мотивам поэмы Константина Васильевича Иванова «Нарспи». Идея написать картину родилась еще в начале 1930-х годов, однако к реализации задуманного он приступил лишь в 1939 году, когда началась подготовка к празднованию в республике пятидесятилетия со дня рождения поэта. Художник в течение двух лет собирал натурный материал в чувашских селах Башкирии — на родине Иванова, — делал зарисовки и писал портреты.

На юбилейной выставке, посвященной Константину Иванову, Зайцев показал целую серию работ на тему «Нарспи», тем самым вызвал огромный интерес публики и искусствоведов. К одному из таких полотен относится «Киреметь», написанное по мотивам пьесы Петра Осипова «Айдар». Сюжет о трагической любви Сендиера и Пинерби, погубленной Айдаром, развивается на ярком историко-этнографическом фоне чувашского быта, нравов, верований и фольклора восемнадцатого века. Композиция, ритм чередующихся главных и второстепенных персонажей, горячий тревожный колорит одних и холодный мрачный других оказывает на зрителя нужное эмоциональное воздействие.

В центре композиции фигура девушки-невесты, стоящей у киремети — языческого божества, обитавшего, по мнению чувашей, в старых высохших стволах деревьев. Вокруг испуганные дружки жениха — всевластного богача Айдара.

В холодных отсветах вечерней зари розовеют легкие облачка, белые черепа жертвенных животных, белое покрывало и платье невесты. От синего вечернего неба падают на траву синие тени деревьев, грозным призраком высится жених на белом коне. Он решается принести в жертву непокорную Пинерби. Хотя выражение лиц присутствующих не удается разглядеть, но страх одних и злодейская угодливость других передается позами и жестами персонажей.

Художник не стремился создать иллюстрацию к литературному источнику, а через национальный типаж и обряд пытался сопоставить прошлое и настоящее, философски осмыслить действительность через фольклорно-исторический сюжет.
#6
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Киреметь

Время создания
1938–1940 годы
Место создания
СССР, Чувашия
Размер
138x124 см
Техника
холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%