Юрий Антонович Зайцев — живописец, заслуженный художник Чувашской Республики, один из первооткрывателей темы колхозного праздника в советском искусстве. В 1934–1935 годах художник создает полотно «Акатуй». Наиболее удачно тема колхозного праздника решена в 1937 году в картинах Сергея Васильевича Герасимова и Аркадия Александровича Пластова.
Полотно написано к юбилейной выставке в честь празднования пятнадцатилетия Чувашской Республики. Первые замыслы к нему возникли во время участия художника в правительственной экспедиции в чувашские деревни. Зарисовки, этюды, эскизы, сделанные в чувашских селах, подтверждают желание художника серьезно изучить национальный характер. Действительно, обстановка, типаж, детали национального быта, темперамент, открытое простодушное веселье персонажей картины придают полотну национальную самобытность. Работа подкупает темпераментностью исполнения, мажорностью колорита, точно угаданным настроением людей. В картине много остро подмеченных деталей, правдиво передано психологическое состояние участников.
Праздник труда и песни в изображении живописца в полном разгаре, о чем свидетельствует центральная часть композиции, где показан задорный перепляс седобородого старца и молодой чувашки. Эта сцена захватила многих участников праздника. Тем самым автор выразил общность настроения колхозников, их радость и удовлетворение результатами своего труда.
В поисках выразительных образов художник создал несколько подготовительных этюдов к картине. В одной из таких работ Юрий Антонович проработал левую часть композиции. Он не включил девичий образ в розовом платке в итоговое полотно и отодвинул старика с трубкой назад.
Праздничность момента подчеркивает эмоциональная выразительность цвета. Три основных цвета — белый, красный, зеленый — многократно и разнообразно повторяются в картине. Чистый белый струится и переливается с красным и зеленым, приобретая теплые оттенки на солнечном свету и холодные в тенях, и это чередование холодных и теплых тонов создает гармоничный цветовой строй.
Полотно написано к юбилейной выставке в честь празднования пятнадцатилетия Чувашской Республики. Первые замыслы к нему возникли во время участия художника в правительственной экспедиции в чувашские деревни. Зарисовки, этюды, эскизы, сделанные в чувашских селах, подтверждают желание художника серьезно изучить национальный характер. Действительно, обстановка, типаж, детали национального быта, темперамент, открытое простодушное веселье персонажей картины придают полотну национальную самобытность. Работа подкупает темпераментностью исполнения, мажорностью колорита, точно угаданным настроением людей. В картине много остро подмеченных деталей, правдиво передано психологическое состояние участников.
Праздник труда и песни в изображении живописца в полном разгаре, о чем свидетельствует центральная часть композиции, где показан задорный перепляс седобородого старца и молодой чувашки. Эта сцена захватила многих участников праздника. Тем самым автор выразил общность настроения колхозников, их радость и удовлетворение результатами своего труда.
В поисках выразительных образов художник создал несколько подготовительных этюдов к картине. В одной из таких работ Юрий Антонович проработал левую часть композиции. Он не включил девичий образ в розовом платке в итоговое полотно и отодвинул старика с трубкой назад.
Праздничность момента подчеркивает эмоциональная выразительность цвета. Три основных цвета — белый, красный, зеленый — многократно и разнообразно повторяются в картине. Чистый белый струится и переливается с красным и зеленым, приобретая теплые оттенки на солнечном свету и холодные в тенях, и это чередование холодных и теплых тонов создает гармоничный цветовой строй.