Жизнь Ивана Щеглова была тесно связана с Саратовом — городом, где прошла его молодость, годы учебы, период творческого становления. Более сорока лет он преподавал в Саратовском художественном училище, и бывшие студенты всегда вспоминают о нем с огромной любовью, благодарностью и уважением. Сильные стороны дарования художника наиболее ярко проявились в пейзажных работах. В послевоенное время Щеглов увлекся проблемами передачи пространства, световоздушной среды. Наиболее значительные произведения сороковых годов — городские пейзажи «Казанский взвоз», «Мирный переулок», «Выходной день на Волге».
Приподнятое, оптимистическое настроение первого послевоенного лета чувствуется в картине «Казанский взвоз», написанной мастером в 1945 году. Художник изобразил оживленную жизнь одной из самых старых саратовских улиц — Казанского взвоза. Взвозами с давних времен именовались все улицы города, выходившие на берег Волги, и имевшие небольшой крутизны спуски к реке. Казанский взвоз, изображенный Щегловым, получил свое название по имени располагавшейся там Казанской церкви, построенной в семнадцатом веке. От храма, просуществовавшего до первой четверти двадцатого столетия, сейчас осталось лишь небольшое строение. Взвоз начинался от Глебучего оврага, часть которого мы видим на переднем плане картины. Этот овраг и по настоящее время находится в самом центре города. На картине видно, как по его дну, поросшему травой, протекает небольшая речка Тайбалык, которая, извиваясь, стекает в Волгу.
Телеграфные столбы, фигурки прогуливающихся по взвозу людей, лодки и парусники, причалившие к берегу, создают типичный образ Саратова сороковых годов. В «Казанском взвозе» мастер сопоставляет близкое — дома и деревья — с далеким и бесконечным — река и небо — и одновременно воспринимает пейзажное пространство картины как единое цветовое целое. Стремясь придать цвету большую глубину, а его переходам большую тонкость, художник использует различные приемы нанесения красок, прихотливое взаимодействие которых образует бесконечно разнообразную игру цветовых отношений, передающую форму предметов, их положение в пространстве, свойства их поверхности и их внутренние особенности.
Приподнятое, оптимистическое настроение первого послевоенного лета чувствуется в картине «Казанский взвоз», написанной мастером в 1945 году. Художник изобразил оживленную жизнь одной из самых старых саратовских улиц — Казанского взвоза. Взвозами с давних времен именовались все улицы города, выходившие на берег Волги, и имевшие небольшой крутизны спуски к реке. Казанский взвоз, изображенный Щегловым, получил свое название по имени располагавшейся там Казанской церкви, построенной в семнадцатом веке. От храма, просуществовавшего до первой четверти двадцатого столетия, сейчас осталось лишь небольшое строение. Взвоз начинался от Глебучего оврага, часть которого мы видим на переднем плане картины. Этот овраг и по настоящее время находится в самом центре города. На картине видно, как по его дну, поросшему травой, протекает небольшая речка Тайбалык, которая, извиваясь, стекает в Волгу.
Телеграфные столбы, фигурки прогуливающихся по взвозу людей, лодки и парусники, причалившие к берегу, создают типичный образ Саратова сороковых годов. В «Казанском взвозе» мастер сопоставляет близкое — дома и деревья — с далеким и бесконечным — река и небо — и одновременно воспринимает пейзажное пространство картины как единое цветовое целое. Стремясь придать цвету большую глубину, а его переходам большую тонкость, художник использует различные приемы нанесения красок, прихотливое взаимодействие которых образует бесконечно разнообразную игру цветовых отношений, передающую форму предметов, их положение в пространстве, свойства их поверхности и их внутренние особенности.
Своеобразие колористического дара художника заключается еще и в том, что, даже работая над пейзажем с натуры, он всегда ясно представлял себе целое цветовое решение картины. Как у подлинного пейзажиста, у Щеглова одним из главных элементов поэтики является пространство.
Художник стремится к точному и глубоко правдивому отображению природы, к сочетанию общего большого пространственного разворота картины с повествовательностью и детальностью. Точка зрения, взятая немного сверху, позволила Щеглову дать панораму Волги, старой саратовской улицы — Казанского взвоза.