Традиционный дошпулуур (дошпулдуур, тошпулуур) — это двухструнный щипковый инструмент. Он состоял из двух основных частей: корпуса, который с обеих сторон обтянут кожей, и длинной шейки, проходящей сквозь него.
Плоский деревянный корпус имел форму трапеции. В основном его изготавливали из древесины лиственницы, изредка — из ели, сосны или кедра. Большое внимание при выборе древесины для инструмента уделяли месту, где росло само дерево. Тувинские мастера предпочитали лиственницу, которая выросла в тени, в болотистой местности, а не на возвышенности и под открытым солнцем. У лиственницы, выросшей в прохладном влажном месте, годовые кольца прилегали друг к другу плотнее — это делало древесину крепче, и инструмент звучал лучше.
Чтобы на изготовление ушло меньше времени, а сам инструмент получился более звучным, также брали древесину дерева, в которое ударила молния. Такой материал был более прочным и долговечным.
Чтобы при работе над инструментом древесина не трескалась, ее сначала кипятили, а затем полностью высушивали. Заготовку либо обмазывали свежим навозом, либо закапывали в него, а затем оставляли в тени на долгое время. После такой обработки инструмент приобретал красновато-коричневый оттенок.
Углы корпуса соединяли характерным для тувинских столяров способом — так, чтобы зубцы одной плоскости древесины попали в пазы другой плоскости. Такой способ назывался «аптара азыы», с его помощью скрепляли и углы сундуков.
Шейку музыкального инструмента и головку в виде лопаточки делали из цельного куска березы. Дно и деку обтягивали кожей козла, теленка или марала, а охотники — косули или оленя. Но лучшей считалась кожа, снятая весной с горного козла. Если хотели, чтобы инструмент сильнее и приятнее звучал, — обтягивали корпус кожей с лошадиной морды. Затем на душпулуур натягивали струны из крученых волос конского хвоста, а иногда — из крученых бараньих кишок.
Тувинцы верили, что между человеком и инструментом, который он сделал, устанавливается особая связь. Нередко к дошпулууру относились как к живому существу — например, угощали вином, чтобы голос и сердце инструмента не исчезли во время игры.
Плоский деревянный корпус имел форму трапеции. В основном его изготавливали из древесины лиственницы, изредка — из ели, сосны или кедра. Большое внимание при выборе древесины для инструмента уделяли месту, где росло само дерево. Тувинские мастера предпочитали лиственницу, которая выросла в тени, в болотистой местности, а не на возвышенности и под открытым солнцем. У лиственницы, выросшей в прохладном влажном месте, годовые кольца прилегали друг к другу плотнее — это делало древесину крепче, и инструмент звучал лучше.
Чтобы на изготовление ушло меньше времени, а сам инструмент получился более звучным, также брали древесину дерева, в которое ударила молния. Такой материал был более прочным и долговечным.
Чтобы при работе над инструментом древесина не трескалась, ее сначала кипятили, а затем полностью высушивали. Заготовку либо обмазывали свежим навозом, либо закапывали в него, а затем оставляли в тени на долгое время. После такой обработки инструмент приобретал красновато-коричневый оттенок.
Углы корпуса соединяли характерным для тувинских столяров способом — так, чтобы зубцы одной плоскости древесины попали в пазы другой плоскости. Такой способ назывался «аптара азыы», с его помощью скрепляли и углы сундуков.
Шейку музыкального инструмента и головку в виде лопаточки делали из цельного куска березы. Дно и деку обтягивали кожей козла, теленка или марала, а охотники — косули или оленя. Но лучшей считалась кожа, снятая весной с горного козла. Если хотели, чтобы инструмент сильнее и приятнее звучал, — обтягивали корпус кожей с лошадиной морды. Затем на душпулуур натягивали струны из крученых волос конского хвоста, а иногда — из крученых бараньих кишок.
Тувинцы верили, что между человеком и инструментом, который он сделал, устанавливается особая связь. Нередко к дошпулууру относились как к живому существу — например, угощали вином, чтобы голос и сердце инструмента не исчезли во время игры.