Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Этносы Саяно-Алтая»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Дошпулуур

Время создания
XIX век
Место создания
Тува
Размер
73,5x18,5 см
Техника
строгание, пиление резьба, заклёпка, апликация, ручная работа
6
Открыть в приложении
#4
Дошпулуур
#2
Традиционный дошпулуур (дошпулдуур, тошпулуур) — это двухструнный щипковый инструмент. Он состоял из двух основных частей: корпуса, который с обеих сторон обтянут кожей, и длинной шейки, проходящей сквозь него.

Плоский деревянный корпус имел форму трапеции. В основном его изготавливали из древесины лиственницы, изредка — из ели, сосны или кедра. Большое внимание при выборе древесины для инструмента уделяли месту, где росло само дерево. Тувинские мастера предпочитали лиственницу, которая выросла в тени, в болотистой местности, а не на возвышенности и под открытым солнцем. У лиственницы, выросшей в прохладном влажном месте, годовые кольца прилегали друг к другу плотнее — это делало древесину крепче, и инструмент звучал лучше.

Чтобы на изготовление ушло меньше времени, а сам инструмент получился более звучным, также брали древесину дерева, в которое ударила молния. Такой материал был более прочным и долговечным.

Чтобы при работе над инструментом древесина не трескалась, ее сначала кипятили, а затем полностью высушивали. Заготовку либо обмазывали свежим навозом, либо закапывали в него, а затем оставляли в тени на долгое время. После такой обработки инструмент приобретал красновато-коричневый оттенок.

Углы корпуса соединяли характерным для тувинских столяров способом — так, чтобы зубцы одной плоскости древесины попали в пазы другой плоскости. Такой способ назывался «аптара азыы», с его помощью скрепляли и углы сундуков.

Шейку музыкального инструмента и головку в виде лопаточки делали из цельного куска березы. Дно и деку обтягивали кожей козла, теленка или марала, а охотники — косули или оленя. Но лучшей считалась кожа, снятая весной с горного козла. Если хотели, чтобы инструмент сильнее и приятнее звучал, — обтягивали корпус кожей с лошадиной морды. Затем на душпулуур натягивали струны из крученых волос конского хвоста, а иногда — из крученых бараньих кишок.

Тувинцы верили, что между человеком и инструментом, который он сделал, устанавливается особая связь. Нередко к дошпулууру относились как к живому существу — например, угощали вином, чтобы голос и сердце инструмента не исчезли во время игры.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Дошпулуур

Время создания
XIX век
Место создания
Тува
Размер
73,5x18,5 см
Техника
строгание, пиление резьба, заклёпка, апликация, ручная работа
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%