На картине художника Петра Ивановича Сапунова из художественной коллекции Музея Москвы запечатлен этап строительства московского метро на улице Остоженке, которая в 1935 году была переименована в Метростроевскую улицу. Судя по ракурсу и деталям, Сапунов работал с натуры.
Эпоха грандиозных преобразований столицы не могла пройти мимо внимания художника. В охристых тонах, просветах голубого чистого неба сквозь перекрытия и коммуникации котлована автор передает свое восторженное отношение к масштабу строительства новой транспортной системы.
Первые предложения по созданию метро в Москве появились в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной Рощи. В 1902 году инженеры Пётр Балинский и Евгений Кнорре предложили проект, по которому подземная линия должна была соединить Замоскворечье с Тверской заставой, но он был отклонен городской Думой. Новый проект метро, получивший реализацию и дальнейшее развитие, был утвержден решением о строительстве Московского метрополитена в июне 1931 года на пленуме Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков и Советами народных комиссаров РСФСР и СССР.
Первым проектом стала разработка фирмы Siemens-Bauunion, предполагавшая строительство открытым способом. В 1933 году был утвержден технический проект первой очереди метрополитена. Тогда же трест «Метрострой» начал основные строительные работы, продублировав под землей некоторые маршруты московских трамвайных линий. Именно открытый (котлованный) способ и запечатлен на картине Петра Сапунова. Этот метод в подземном строительстве считается самым простым. При нем тоннели и станции строятся в траншеях и котлованах, после чего засыпаются грунтом. При таком строительстве в качестве поперечных креплений, помимо металлических балок, использовали деревянные бревна. Это также отражено на картине. Котлованный способ был основным при строительстве метро в 1930–1940-е годы. Этот факт возводит картину Сапунова «На дне котлована. Улица Остоженка, дистанция № 7 „Метростроя“. Открытый способ работ» в ряд исторических документов эпохи.