Рисунок с изображением проекта эстакады и центрального вокзала метрополитена рассказывает о ранней истории московского метрополитена. Автор произведения — русский художник-баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов Николай Николаевич Каразин (1842–1908).
Первое предложение по созданию метро в Москве было высказано в 1875 году, но до реализации проекта дело так и не дошло. В 1900 году инженеры Пётр Иванович Балинский (1861–1925) и Евгений Карлович Кнорре (1848–1917) подготовили проект Московского метрополитена. Он предусматривал сооружение «внеуличной железной дороги», соединяющей Замоскворечье с Тверской заставой. Инженеры предложили радиально-кольцевую (во многом схожую с существующей) схему линий метрополитена, станции которой были проиллюстрированы художником Николаем Каразиным. Проектом планировалось построить на Васильевской площади, ниже храма Василия Блаженного, грандиозное здание центрального вокзала и центральную станцию под Театральной площадью. Предполагалось проложить 67 километров путей на эстакадах и 16 километров в тоннелях, построить две кольцевые линии: одну по Бульварному кольцу, вторую — по Садовому кольцу. Стоимость проекта составила 155 миллионов рублей.
Московское археологическое общество выступило с резкой критикой преобразований: «Проект Кнорре и Балинского поражает дерзким посягательством на то, что в городе Москве дорого всем русским людям, для которых Москва является по святыням, по историческим воспоминаниям и древним сооружениям, глубоко чтимым памятником». Традиционно опасаясь прогресса, против метро также высказалась церковь. Митрополит Сергий писал, что «греховной мечтой и унижением человека является попытка проникнуть в подземный мир». Немаловажную роль сыграло и трамвайное лобби: в начале XX века значительную часть прибыли в казну приносил именно этот вид общественного транспорта. В 1902 году проект Балинского-Кнорре был представлен Городской думе, но та после долгих обсуждений в 1903 году отклонила его, посчитав преждевременным и признав нецелесообразным его реализацию «в силу бытовых и экономических особенностей города Москвы».