Картина «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» («Мадонна со щегленком») венецианского мастера живописи Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) поступила в музей из Карачаровского имения графов Уваровых в 1918 году. На ней имеется наклейка с надписью, свидетельствующая о том, что она происходит из коллекции Алексея Сергеевича Уварова: «А. У. № 37». Так что у нее очень надежный провенанс (история происхождения). Однако при реставрации полотна в 1990-е годы в ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря усомнились в данной атрибуции. Было выдвинуто предположение, что работу написал не сам блистательный Тьеполо, а один из его сыновей — Доменико Тьеполо (1727–1804).
На холсте Джованни Баттиста Тьеполо — последнего универсального европейского мастера, продолжателя титанов Ренессанса, представлен излюбленный сюжет западных мастеров эпохи Возрождения — Мадонна с младенцем Христом. Как и на нашей картине, с ними часто изображали второго ребенка, чуть постарше Иисуса, его родственника по линии матери — будущего Иоанна Крестителя.
К радости музейных работников и любителей искусства в 2020 году муромской картине было возвращено авторство Джованни Баттиста Тьеполо. Данное заключение сделала международная команда экспертов — специалистов по его творчеству. Произведение исследовали в связи с подготовкой масштабной выставки «Тьеполо — Венеция на Севере», проходившей в Хельсинки в Финской национальной галерее. Шедевр Тьеполо, в течение века не покидавший Муромский музей, стал главной сенсацией крупного европейского проекта.
На хельсинкском вернисаже картина занимала центральное место, а ее изображение украсило обложку каталога выставки.
На холсте Джованни Баттиста Тьеполо — последнего универсального европейского мастера, продолжателя титанов Ренессанса, представлен излюбленный сюжет западных мастеров эпохи Возрождения — Мадонна с младенцем Христом. Как и на нашей картине, с ними часто изображали второго ребенка, чуть постарше Иисуса, его родственника по линии матери — будущего Иоанна Крестителя.
Образ Богоматери на полотне изысканный, тонкий, печальный. Лицо с полузакрытыми глазами кажется изможденным. Кожа Мадонны белая, прозрачная, с едва заметным румянцем; словно фарфоровая, светящаяся изнутри. Мастер достигает этого эффекта, используя на лице различные красочные тона. Темные тени на виске и у глаз по законам контраста делают её кожу сияющей.
Все персонажи картины трогательно связаны друг с другом, за их взорами и жестами скрыта тайна грядущего страдания Иисуса Христа за человечество.