Полотно «Деревенский праздник» XVII века поступило в музей в 1938 году. Картина является частью «ценной коллекции из конфискованного имущества» репрессированного Никиты Андреевича Меликова.
Небольшая, горизонтального формата картина написана маслом на холсте. Автор работы неизвестен, но очевидно является одним из представителей «малых голландцев». Термин этот используется преимущественно в российском искусствоведении, а семантически основывается на малых размерах картин, которые писали художники. В России моду на «малых голландцев» ввел Петр I. Коллекция голландской живописи началась с картин, приобретённых государем.
Небольшие работы «голландцев» особо контрастно выглядели в сравнении с масштабными полотнами, которые создавались в эпоху Возрождения для дворцов, палаццо и соборов. Это условное название объединяет художников «золотого века Голландии», то есть семнадцатого столетия. Всего за 20 лет, начиная с 1640 года, в Голландии было написано и продано около 1,3 миллиона картин. Часто сюжеты повторялись, вплоть до полного копирования произведения. Их произведения не представляют собой определенного направления или школы, но имеют ряд общих черт: ясность композиции, высокий уровень детализации, отточенность техники. «Голландцы» работали в различных жанрах — натюрморт, пейзаж, небольшие батальные сцены. По этим картинам принято изучать быт той ушедшей эпохи: чем питались люди, как одевались, как веселились. Безусловно, они считаются непревзойденными мастерами бытового жанра.
К этому жанру относится картина «Деревенский праздник». На небольшом полотне изображено множество веселящихся людей, возможно, во время кермессе. В Европе кермессом называли праздники и фестивали в честь окончания сбора урожая.
Небольшая, горизонтального формата картина написана маслом на холсте. Автор работы неизвестен, но очевидно является одним из представителей «малых голландцев». Термин этот используется преимущественно в российском искусствоведении, а семантически основывается на малых размерах картин, которые писали художники. В России моду на «малых голландцев» ввел Петр I. Коллекция голландской живописи началась с картин, приобретённых государем.
Небольшие работы «голландцев» особо контрастно выглядели в сравнении с масштабными полотнами, которые создавались в эпоху Возрождения для дворцов, палаццо и соборов. Это условное название объединяет художников «золотого века Голландии», то есть семнадцатого столетия. Всего за 20 лет, начиная с 1640 года, в Голландии было написано и продано около 1,3 миллиона картин. Часто сюжеты повторялись, вплоть до полного копирования произведения. Их произведения не представляют собой определенного направления или школы, но имеют ряд общих черт: ясность композиции, высокий уровень детализации, отточенность техники. «Голландцы» работали в различных жанрах — натюрморт, пейзаж, небольшие батальные сцены. По этим картинам принято изучать быт той ушедшей эпохи: чем питались люди, как одевались, как веселились. Безусловно, они считаются непревзойденными мастерами бытового жанра.
К этому жанру относится картина «Деревенский праздник». На небольшом полотне изображено множество веселящихся людей, возможно, во время кермессе. В Европе кермессом называли праздники и фестивали в честь окончания сбора урожая.
Многие искусствоведы предполагают, что «голландцы» гиперболизировали сцены, которые они изображают. Жизнь зажиточных бюргеров (для их небольших домов чаще всего и писались подобные картины) облагораживалась, а жизнь простолюдинов наоборот изображалась более низменной.
На первый взгляд так можно судить и о нашей картине, но здесь есть свои секреты. Нужно более пристально всматриваться в лица, и не забывать об аллегориях, понятных в то время. Безусловно, виртуозная тонкость живописи, точно подмеченные жесты и разнообразные позы персонажей дают нам представление о мастере, написавшем картину, как о знатоке жизни народа той эпохи.