Картина Доссо Досси (около 1490–1542) «Святой Иероним» поступила в музей в 1918 году из Карачаровского имения графов Уваровых, благодаря чему у нее надежный провенанс — история владения художественным произведением. Эксперты и раньше не подвергали сомнению авторство известного итальянского художника Позднего Возрождения Доссо Досси. Подтвердилось оно и в процессе многолетней реставрации в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.
На картине изображен святой Иероним (342–420), почитаемый католиками и православными. Церковный писатель, аскет, переводчик, создатель латинского текста Библии — Вульгаты, признанного каноническим в католической церкви. На картинах итальянских художников он часто изображается в виде отца-пустынника, окруженного символическими предметами, как и на нашем произведении.
Сложность в работе реставраторов заключалась в масштабе позднейших вмешательств в авторскую живопись, которая во многом оказалась скрытой под наслоениями записей, что существенно изменило облик произведения. После их удаления и укрепления живописи открылись авторские детали изображения, изменилась цветовая гамма и колорит. Пейзаж и город на заднем плане приобрели детализацию. На выставке отреставрированных шедевров «Век ради вечного» в Москве в 2018 году «Святой Иероним» Доссо Досси из Мурома занимал центральное место и привлекал особое внимание.
На картине изображен святой Иероним (342–420), почитаемый католиками и православными. Церковный писатель, аскет, переводчик, создатель латинского текста Библии — Вульгаты, признанного каноническим в католической церкви. На картинах итальянских художников он часто изображается в виде отца-пустынника, окруженного символическими предметами, как и на нашем произведении.
Одна из легенд о нем гласит, что Иероним вытащил занозу из лапы льва, и тот стал его постоянным спутником. Прирученный царь зверей присутствует на большинстве картин с изображением этого святого. Лев имеется и на нашей картине, только здесь его не так легко обнаружить.
Художник будто просит зрителя отыскать льва на своем холсте. Он показал его в правой части картины. Нарочито миниатюрное изображение этого животного у кромки водоема почти невидимо. Доссо Досси умело «спрятал» льва в пейзаже, написав его в том же «песочном» колорите. На другой своей картине «Святой Иероним» 1518 года из Музея истории искусства в Вене этот живописец зашифровал свою подпись в ребусе. Большая кость на переднем плане справа вдета в букву «D». Все дело в прозвище, ставшем фамилией Доссо, где «оссо» значит «кость». Доссо Досси обычно не подписывал своих работ и венская картина пока единственное исключение.