Развитие иконописного промысла в Белгородском крае связано с именем дипломата и полководца, графа Бориса Петровича Шереметева. В начале XVIII века он приобрел, в числе прочих владений на Белгородчине, слободу Борисовка с крепостными крестьянами.
В эти же годы в Борисовке был основан девичий монастырь в честь Тихвинской Богоматери. Граф Шереметев решил подготовить местных иконописцев для оформления обители. С этой целью он выписывал из Петербурга опытных художников, с тем чтобы они обучали крестьян. Вскоре борисовские мастера стали известны и за пределами слободы.
В 1902 году в Борисовке появилась четырехлетняя иконописная школа, где преподавали иконографию, живопись, а также Священную историю, богослужение, историю Церкви. К 1911 году на несколько сотен борисовских иконописцев приходилось несколько мастеров высокого класса.
Параллельно с собственно иконописью процветали смежные промыслы — иконообдельческий, позолотный и киотный. Обделкой образов при помощи цветной бумаги, позолоченной серебряной фольги, бус и прочего занимались сестры Тихвинского монастыря.
После революции иконописные традиции были утрачены, уровень изделий заметно снизился.
На представленной в экспозиции картине художник изобразил сюжет Бегства Богородицы, Богомладенца и праведного Иосифа в Египет. Сказание, составленное Димитрием Ростовским, повествует, что, когда волхвы оставили Вифлеем, «Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным Младенцем Иисусом Христом и Материю Его… бежал в Египет и оставался там… пока ему повелено будет… возвратиться». Таким образом Святое Семейство спаслось от преследований царя Ирода.
Этот памятник не относится к каноническим иконописным изображениям, однако во многом отвечает их требованиям. Красно-синие одежды Богородицы символизируют Ее предвечную избранность, Приснодевство и сокровенную тайну, белые пелены Младенца — чистоту, невинность и сияние Божественной славы. Праведный Иосиф, идущий рядом, предстает защитником и опорой. Его лицо сосредоточенно и тревожно. Ослик олицетворяет собой трудолюбие и преданность. Тонко прописанные детали и оттенки цветов демонстрируют высокий уровень мастерства неизвестного художника.
В эти же годы в Борисовке был основан девичий монастырь в честь Тихвинской Богоматери. Граф Шереметев решил подготовить местных иконописцев для оформления обители. С этой целью он выписывал из Петербурга опытных художников, с тем чтобы они обучали крестьян. Вскоре борисовские мастера стали известны и за пределами слободы.
В 1902 году в Борисовке появилась четырехлетняя иконописная школа, где преподавали иконографию, живопись, а также Священную историю, богослужение, историю Церкви. К 1911 году на несколько сотен борисовских иконописцев приходилось несколько мастеров высокого класса.
Параллельно с собственно иконописью процветали смежные промыслы — иконообдельческий, позолотный и киотный. Обделкой образов при помощи цветной бумаги, позолоченной серебряной фольги, бус и прочего занимались сестры Тихвинского монастыря.
После революции иконописные традиции были утрачены, уровень изделий заметно снизился.
На представленной в экспозиции картине художник изобразил сюжет Бегства Богородицы, Богомладенца и праведного Иосифа в Египет. Сказание, составленное Димитрием Ростовским, повествует, что, когда волхвы оставили Вифлеем, «Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным Младенцем Иисусом Христом и Материю Его… бежал в Египет и оставался там… пока ему повелено будет… возвратиться». Таким образом Святое Семейство спаслось от преследований царя Ирода.
Этот памятник не относится к каноническим иконописным изображениям, однако во многом отвечает их требованиям. Красно-синие одежды Богородицы символизируют Ее предвечную избранность, Приснодевство и сокровенную тайну, белые пелены Младенца — чистоту, невинность и сияние Божественной славы. Праведный Иосиф, идущий рядом, предстает защитником и опорой. Его лицо сосредоточенно и тревожно. Ослик олицетворяет собой трудолюбие и преданность. Тонко прописанные детали и оттенки цветов демонстрируют высокий уровень мастерства неизвестного художника.