Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Борисовка: от древности к современности»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сказание о Бегстве Богородицы

Время создания
начало ХХ века
Место создания
Белгородская губерния, Российская империя
Размер
33x23 см
Техника
картон, краски
7
Открыть в приложении
#2
Развитие иконописного промысла в Белгородском крае связано с именем дипломата и полководца, графа Бориса Петровича Шереметева. В начале XVIII века он приобрел, в числе прочих владений на Белгородчине, слободу Борисовка с крепостными крестьянами.

В эти же годы в Борисовке был основан девичий монастырь в честь Тихвинской Богоматери. Граф Шереметев решил подготовить местных иконописцев для оформления обители. С этой целью он выписывал из Петербурга опытных художников, с тем чтобы они обучали крестьян. Вскоре борисовские мастера стали известны и за пределами слободы.

В 1902 году в Борисовке появилась четырехлетняя иконописная школа, где преподавали иконографию, живопись, а также Священную историю, богослужение, историю Церкви. К 1911 году на несколько сотен борисовских иконописцев приходилось несколько мастеров высокого класса.

Параллельно с собственно иконописью процветали смежные промыслы — иконообдельческий, позолотный и киотный. Обделкой образов при помощи цветной бумаги, позолоченной серебряной фольги, бус и прочего занимались сестры Тихвинского монастыря.

После революции иконописные традиции были утрачены, уровень изделий заметно снизился.

На представленной в экспозиции картине художник изобразил сюжет Бегства Богородицы, Богомладенца и праведного Иосифа в Египет. Сказание, составленное Димитрием Ростовским, повествует, что, когда волхвы оставили Вифлеем, «Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным Младенцем Иисусом Христом и Материю Его… бежал в Египет и оставался там… пока ему повелено будет… возвратиться». Таким образом Святое Семейство спаслось от преследований царя Ирода.

Этот памятник не относится к каноническим иконописным изображениям, однако во многом отвечает их требованиям. Красно-синие одежды Богородицы символизируют Ее предвечную избранность, Приснодевство и сокровенную тайну, белые пелены Младенца — чистоту, невинность и сияние Божественной славы. Праведный Иосиф, идущий рядом, предстает защитником и опорой. Его лицо сосредоточенно и тревожно. Ослик олицетворяет собой трудолюбие и преданность. Тонко прописанные детали и оттенки цветов демонстрируют высокий уровень мастерства неизвестного художника.
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сказание о Бегстве Богородицы

Время создания
начало ХХ века
Место создания
Белгородская губерния, Российская империя
Размер
33x23 см
Техника
картон, краски
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%