Победа русских войск в Полтавской битве в 1709 году, знаковая для всей петровской России, имела особое значение для Борисовской слободы Курской губернии.
Главнокомандующий, граф Борис Петрович Шереметев, участник этой войны, глубоко почитал Тихвинский образ Богородицы, возил его с собой, а перед решающим сражением дал обет в случае победы воздвигнуть обитель в честь Тихвинской Богоматери.
В 1710 (по другим источникам, в 1714) году он выполнил свое обещание, основав монастырь неподалеку от Борисовки. До начала XX столетия монастырь оставался заштатным и необщежительным, то есть не получал государственного финансирования и сестры не состояли на полном монастырском обеспечении.
В середине XIX века в обители были два древних, особо почитаемых образа: Николая Чудотворца и список с Тихвинской иконы Божией Матери. Большую часть икон еще при графе Шереметеве начали изготавливать местные умельцы, обучением которых занимались мастера, приглашенные из Петербурга.
В подавляющем большинстве местные иконописцы были личкунами, то есть писали только лики, руки и ноги с расчетом, что остальную часть иконы закроет оклад. На несколько сотен личкунов приходилось несколько десятков красочников — мастеров, умевших выписать полностью фигуру, одеяние и атрибуты. Изделия красочников пользовались большим уважением. Если личкун писал по три-пять икон в день и получал за каждую порядка 16 копеек чистой прибыли (за вычетом трат на материалы), то красочник неделю трудился над четырьмя, самое большее семью, работами. За каждый образ такой иконописец получал около рубля.
Наибольшим спросом пользовались у крестьян образы Спасителя, Богоматери, Николая Угодника и святых покровителей скота и урожая.
Представленный образ Христа композиционно близок центральному иконографическому типу Спаса Вседержителя, или Пантократора (от греч. παντοκράτωρ — «всемогущий»). Согласно канону, изображение Христа Пантократора может быть ростовым, поясным или погрудным, обычно Он восседает на троне; персты правой руки сложены в именословном благословении, в левой руке — Евангелие или свиток. Красный цвет в одеянии Христа символизирует Его человеческую природу и жертву, принесенную за человеческий род, зеленый — дарованную Иисусом жизнь вечную и единение с Богом.
Главнокомандующий, граф Борис Петрович Шереметев, участник этой войны, глубоко почитал Тихвинский образ Богородицы, возил его с собой, а перед решающим сражением дал обет в случае победы воздвигнуть обитель в честь Тихвинской Богоматери.
В 1710 (по другим источникам, в 1714) году он выполнил свое обещание, основав монастырь неподалеку от Борисовки. До начала XX столетия монастырь оставался заштатным и необщежительным, то есть не получал государственного финансирования и сестры не состояли на полном монастырском обеспечении.
В середине XIX века в обители были два древних, особо почитаемых образа: Николая Чудотворца и список с Тихвинской иконы Божией Матери. Большую часть икон еще при графе Шереметеве начали изготавливать местные умельцы, обучением которых занимались мастера, приглашенные из Петербурга.
В подавляющем большинстве местные иконописцы были личкунами, то есть писали только лики, руки и ноги с расчетом, что остальную часть иконы закроет оклад. На несколько сотен личкунов приходилось несколько десятков красочников — мастеров, умевших выписать полностью фигуру, одеяние и атрибуты. Изделия красочников пользовались большим уважением. Если личкун писал по три-пять икон в день и получал за каждую порядка 16 копеек чистой прибыли (за вычетом трат на материалы), то красочник неделю трудился над четырьмя, самое большее семью, работами. За каждый образ такой иконописец получал около рубля.
Наибольшим спросом пользовались у крестьян образы Спасителя, Богоматери, Николая Угодника и святых покровителей скота и урожая.
Представленный образ Христа композиционно близок центральному иконографическому типу Спаса Вседержителя, или Пантократора (от греч. παντοκράτωρ — «всемогущий»). Согласно канону, изображение Христа Пантократора может быть ростовым, поясным или погрудным, обычно Он восседает на троне; персты правой руки сложены в именословном благословении, в левой руке — Евангелие или свиток. Красный цвет в одеянии Христа символизирует Его человеческую природу и жертву, принесенную за человеческий род, зеленый — дарованную Иисусом жизнь вечную и единение с Богом.