Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Борисовка: от древности к современности»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Божья Матерь с Младенцем

Время создания
конец XIX — начало ХХ века
Место создания
Белгородская губерния, Российская империя
Размер
43x38 см
Техника
дерево, темпера
9
Открыть в приложении
#2
Богородицу издавна почитали на Руси больше всех святых и всех сил небесных, посвящали Ей множество храмов и икон. Иконописцы и богословы выделяют 9 основных типов богородичных икон, а число их разновидностей (названий) составляет около 700.

Первые изображения Богоматери встречаются на стенах катакомб, в сюжетах Благовещения (II век) и Рождества Христова (III–IV века), исследователи причисляют их к так называемым протоиконам.

Первые иконы в привычном нам понимании начали распространяться после 431 года, когда на Ефесском соборе было официально утверждено почитание Пресвятой Девы. Ее облик описывает евангелист Лука, упоминается он и в апокрифах:
#6
Лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостию источены.
#5
Облачение Богородицы на иконах соответствует одежде замужней иудейской женщины. Это длинная туника, обычно синего или голубого цвета (символ чистоты) и широкий плат, покрывающий голову и плечи, — мафорий. Красный цвет мафория трактуется как символ царственности и жертвенных страданий. Три звезды на нем означают Приснодевство. Лик Богородицы всегда кроток и печален.

К самым распространенным православным изводам относятся образы Оранты («Молящейся»), Одигитрии («Путеводительницы»), Елеусы («Милующей» и близкого образа Гликофилусы — «Сладко лобзающей»), Панахранты («Всенепорочной») и Агиосоритиссы (без Младенца, с молитвенно сложенными ладонями).

Представленная в экспозиции икона относится к типу Одигитрии. Матерь Божия, поддерживая Сына одной рукой, другой указывает на Него как на Путь истинный: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14:6) — и выступает проводницей между миром людей и миром Божественным. В центре композиции находится Сам Христос, поднявший правую руку в благословляющем жесте, а в левой держащий символ Слова Божия — свиток.
 
Памятник принадлежит кисти борисовского иконописца. Он выполнил только личное письмо: лики, руки, ножки Младенца. Остальное иконное пространство закрывал оклад, не сохранившийся до наших дней.

Долгое время икона хранилась в семье мастера, переходя от родителей к детям. В середине XX века ее передали в дар музею.
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Божья Матерь с Младенцем

Время создания
конец XIX — начало ХХ века
Место создания
Белгородская губерния, Российская империя
Размер
43x38 см
Техника
дерево, темпера
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%