Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История военной техники»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Самоходная мортира «Карл»

Время создания
1940–1941 гг.
Место создания
Германия
Размер
478x316x1137 см
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Технический центр
0
Открыть в приложении
#1

«Карл» — крупнейшая самоходная мортира мира

#7
«Карл» — самая большая самоходная мортира в мире. Калибр — 600 мм. Была создана в Германии для разрушения укреплений, а стреляла по восставшей Варшаве.
#3
Единственный уцелевшей экземпляр последней из серии машин находится в парке «Патриот» в Техническом центре в павильоне № 6 «Монстры вермахта. Бронетанковая техника США». Это необычное орудие, которое своими исполинскими размерами затмевает даже стоящий рядом сверхтяжелый танк «Маус».

Немецкая самоходная осадная мортира «Карл» — последняя из рода сверхтяжелых орудий и последняя боевая единица в серии самоходных мортир. Наглядный пример того безвыходного тупика, в который зашла военная мысль Третьего Рейха.

Мортира — это орудие с очень коротким стволом (короче 10–15 калибров). Мортира выстреливает тяжелые снаряды по крутой траектории. Скорость снаряда мортиры меньше, чем у пушек и гаубиц, поэтому стенки снаряда можно сделать тоньше, ведь давление в стволе мортиры тоже меньше. Тогда внутри снаряда поместится больше взрывчатого вещества.

Мортиры были выгодны для обстрела укреплений. Пусть скорость полета снаряда у мортир не превышала скорости звука, а дальность стрельбы — всего несколько километров, тяжелые снаряды крупного калибра разрушали почти любую оборону.

В первую мировую войну артиллерия нанесла больше всех потерь пехоте и немало потрудилась над разрушением укреплений. Вес всего одного снаряда у крупнейших калибров достигал тонны. Самые тяжелые орудия либо собирали у линии фронта из нескольких частей, перевозимых отдельно, либо ставили на рельсы. А к концу мировой войны во Франции появились первые самоходные орудия с калибром до 280 мм.

Шло время, проигравшая Первую мировую войну Германия все больше мечтала о реванше. Новая война требовала нового оружия.

В конце 1935 года компания «Рейнметалл» начала проработку идеи сверхтяжелой мортиры — на гусеницах, на катках или разборной, для перевозки на нескольких меньших машинах.

К январю 1937 года проект обрел зримые очертания: калибр — 600 мм, вес снаряда — 2 тонны, начальная скорость — 200 м в секунду, дальность стрельбы — три километра, вес мортиры — 55 тонн.

Поскольку в варианте разборного орудия на подготовку к стрельбе уходило бы шесть часов, «Рейнметалл» предложил самоходное шасси. При переводе в боевое положение оно опускалось бы «на брюхо», что занимало всего полчаса.

Первую готовую самоходку показали 2 июля 1940 года. В честь куратора проекта, генерала от артиллерии Карла Беккера (который возглавлял Управление Вооружений Сухопутных Сил) новое орудие получило имя «Карл».

Всего изготовили семь машин — шесть боевых и один прототип для испытаний более дальнобойной (дальностью до 10 км) 540-мм мортиры. Последняя, шестая, боевая машина была готова 1 мая 1941 года.

Все самоходки получили личные имена:
I — «Адам» (Adam), позже переименован в «Бальдур» (Baldur);
II — «Ева» (Eva), позднее — «Вотан» (Wotan);
III — «Один» (Odin);
IV — «Тор» (Thor);
V — «Локи» (Loki);
VI — «Циу» (Ziu)
И последняя, седьмая машина-прототип — «Фенрир» (Fenrir).

Мортира получилась поистине огромной — при длине более 11 м и высоте свыше 4 м «Карл» весил 124 тонны.

При этом длина ствола при калибре 600 мм — всего 5068 мм, лишь вдвое длиннее самого снаряда мортиры. Угол возвышения ствола — до 70 градусов. Получилась классическая мортира — очень короткий ствол, зато мощный снаряд и крутая траектория стрельбы. В горизонтальной плоскости ствол мог поворачиваться лишь в пределах сектора в 4 градуса.

Бензиновый двигатель фирмы «Даймлер Бенц» МВ 503 А при мощности в 580 лошадиных сил разгонял сверхтяжелую машину до «умопомрачительной» скорости в 10 км/ч. Бензобака в 1200 л при неспешной поездке хватало на 10 часов, или 42 км пути.

На третьей, четвертой и пятой машине установили чуть более экономичный 580-сильный дизель MB 507 °C, тоже от «Даймлер-Бенц», но дальность хода выросла всего до 60 км.

Поэтому вдали от линии фронта «Карла» все же разбирали на составные части и перевозили по железной дороге на специальных пятиосных платформах, либо на четырех колесных автоприцепах. А затем мортиру собирали при помощи 35-тонного крана.

Экипаж «Карла» состоял из водителя и его помощника, плюс командир орудия и расчет из 18 человек.

В бою «Карл» выстреливал 600-мм снаряд всего раз в десять минут.

Первым типом снаряда для этой мортиры стал тяжелый бетонобойный длиной 2,5 м (то есть гораздо выше человека среднего роста), весом 2170 кг с 280 кг взрывчатки внутри. Дальность стрельбы — от 2840 до 4320 м. То есть по меркам артиллерии мортиру надо было подводить практически «в упор».

Легкий бетонобойный снаряд, выпускаемый с 1942 года, весом в 1700 кг нес 220 кг взрывчатки при дальности стрельбы до 6640 м.

Снаряды «Карлов» при прямом попадании могли пробить свыше 2,5 м железобетона.

Первые две самоходки получили гусеничные шасси с восемью сдвоенными катками на каждый борт. По результатам службы первых машин пять остальных мортир, включая прототип, получили уже по 11 катков на борт, и без резиновых бандажей.

Ирония судьбы — Германия захватила укрепления Чехословакии (почти без боя), затем Польши, Бельгии и Франции задолго до того, как сверхтяжелые мортиры достигли боевой готовности. То есть «чудо-оружие» стало почти ненужным.

«Почти» — потому, что 22 июня 1941 года мортиры все же пошли в бой. «Адам» и «Ева» поддержали огнем наступление 95-й пехотной дивизии под Рава-Русской, а «Один» и «Тор» открыли огонь по Брестской крепости. Не то чтобы ее укрепления XIX века считались неприступными, но ожидалось, что взрывы сверхтяжелых снарядов дадут нужный моральный эффект.

Однако дебют «Карлов» вышел на редкость провальным.

Мортира «Адам» выпустила лишь четыре снаряда, а «Ева» вообще не добралась до поля боя — по дороге у нее соскочила гусеница. По докладу IV корпуса от 23 июня, «Адам» и «Ева» у Рава-Русской оказались больше не нужны и уже вышли из строя.

Чуть дольше «Карлы» продержались под Брестом. Уже четвертый снаряд «Тора» заклинило в казенной части ствола. «Один» тоже заклинило — на пятом снаряде. И только к вечеру оба орудия удалось разрядить.

Всего при осаде Брестской крепости эти мортиры выпустили 31 снаряд, из оставшихся пяти, три снаряда были непригодны для стрельбы.

Облака пыли и дыма при разрывах снарядов поднимались на высоту до 170 м. Воронки достигали 5 м в глубину и 15 м в диаметре.

Весной 1942 года три мортиры перебросили для штурма осажденного Севастополя. Из-за небольшой дальности стрельбы позиции для них пришлось готовить всего в километре-полутора от переднего края, и по ночам. Ради укрытия гигантских орудий вынули 1500 кубометров грунта.

По обороне под Севастополем три мортиры выпустили 197 снарядов — пришлось даже подвозить новые.

Снаряды «Карлов» вывели из строя одну из двух бронебашен береговой 30-й батареи, сносили траншеи. Обрушили целый участок склона в 30 м длиной. Однако защитники Севастополя, по немецким отчетам, продолжали оказывать отчаянное сопротивление. К тому же несколько снарядов не разорвались, и советские войска тут же отправили ценные находки на изучение.

В августе 1944 года мортира «Циу» стреляла по восставшей Варшаве — Старому городу, который был абсолютно беззащитен против снарядов такого калибра. Однако, по польским данным, многие снаряды «Карла» не взрывались, так как просто не могли найти достаточно толстой преграды, которая бы взвела взрыватель. Взрывчаткой из таких снарядов польские повстанцы начиняли самодельные гранаты.

Поляки также опровергают слухи, что по Варшаве якобы стреляла целая батарея — «Адам», «Локи» и «Циу». Немцы не преминули бы похвастаться зрелищем стрельбы такой батареи в пропаганде. Тогда, как на всех фото и видео боев в Варшаве четко видна одна и та же установка — с именем «Циу» и римской буквой VI на казенной части орудия и на корпусе.

В 1944 году три самоходки получили новые 540-мм стволы с дальностью стрельбы до 10 км. Снаряд весом 1250 кг пробивал до 3,5 м бетона. Однако позже одной установке вернули изначальную мортиру.

В январе 1945 года «Циу» и другие «Карлы» воевали на Западном фронте против войск союзников. При этом «Циу» регулярно имела проблемы с мотором, «Ева» была повреждена взрывом бомбы, ствол «Тора» еще в сентябре непоправимо разорвало на испытаниях, а «Адама» использовали как «донора» запчастей.

Финал крупнейших в мире мортир был печален.

В марте–апреле 1945 года наступающие войска США захватили «Еву» и «Локи», как и «Фенрира». Красная армия в конце апреля в Ютербоге к югу от Берлина взяла трофеями «Адама», «Тора» и «Циу». Наименее поврежденную «Циу» отвезли на полигон в Кубинку. Позже на казенной части орудия «Циу» нашли надпись «Adam» — наиболее вероятно, что эту часть орудия при ремонте в конце войны переставили с первой самоходки. При этом «Циу» надежно опознается по характерной ходовой части.

Так бесславно закончилась служба уникальных машин, которые в теории могли сокрушить любую оборону. А в реальности они либо опаздывали на войну, либо слишком часто ломались. И стреляли лишь по целям, которые не могли достойно ответить.

При всей внешней грандиозности, мортиры «Карл» — один из лучших примеров некомпетентности военной мысли Третьего рейха.
#5
Базовая информация 
Название краткое  Мортира «Карл»
Название полное  Самоходная мортира «Карл»
Страна  Германия 
Вид техники  Самоходное орудие
год разработки  1935-1940
год производства  1940–1941
серийность  Серийный 
Изготовлено (в штуках) 6 боевых и один прототип
Уникальность Единственный в мире уцелевший экземпляр находится в парке «Патриот»
Боевая масса124 т (126 т для поздних вариантов)
Применяемая броня Катаная, 10 мм
Подвижность                      До 6–10 км/ч 
Запас хода на одном баке 42 км (60 км с дизельным двигателем)
Скорость по шоссе До 6–10 км/ч (в зависимости от модификации)
Мощность двигателя Бензиновый «Даймлер Бенц» МВ 503 А, 580 л. с. или дизельный MB 507 °C, 580 л. с. 
Вооружение № 1  600-мм мортира
Боекомплект вооружения № 1 8 выстрелов на транспортерах боеприпасов
Экипаж 2 человека плюс 19 человек расчет орудия (с командиром) 
Интересные факты 1Самое крупное и тяжелое самоходное орудие в мире 
Интересные факты 2Названо в честь куратора проекта, генерала Карла Беккера
Интересные факты 3Скорострельность — всего 1 выстрел в 10 минут 
Интересные факты 4Максимальная скорость — до 10 км/ч 
Интересные факты 5Из-за маленького запаса хода «Карл» приходилось разбирать на части и перевозить по железной дороге или на автоприцепах  
Интересные факты 6Снаряды «Карлов» часто застревали в стволе или не взрывались
#6
Самоходная мортира «Карл»
читать дальшескрыть

Самоходная мортира «Карл»

Время создания
1940–1941 гг.
Место создания
Германия
Размер
478x316x1137 см
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Технический центр
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%