Деревня Репино Балахнинского уезда.
Гончарные мастера деревни Репино Нижегородской области сохранили вошедшую в русскую керамику ХVII–ХVIII веков восточную форму кумгана — «сосуда пустыни». Среди гончарных центров Балахнинского уезда керамика Репино относится к самой старой по датировкам. Кувшины и кумганы Репино родственны классическим формам древнерусской гончарной посуды, ставшей, по определению известного исследователя народного гончарства А. Б. Салтыкова, «художественной вершиной русского народного гончарства».
Репинцы «олифили» кувшины, т. е. крыли вареным маслом и по этому грунту наносили красочный узор в виде цветочных ветвей, гроздий, листвы и ажурных поясков. Некоторые квасники красивы сочетанием белого, красного и синего цветов. На других золотистый фон оттеняется легким белым рисунком.
Традиционная керамика — важнейший источник для изучения народной культуры Нижегородского края. По литературным сведениям ХIХ века, почти в каждом уезде Нижегородской губернии располагались керамические центры. Во второй половине ХIХ века самым крупным по концентрации керамических производств считался Балахнинский уезд.
В Русском музее сложилась ценная коллекция нижегородского гончарства, в которой представлены три ярких керамических центра из бывшего Балахнинского уезда, расположенных на реке Узоле близ города Городца: Репино, Смиркино и Жбанниково.
Кумган — восточный узкогорлый сосуд для воды, в России получил распространение в конце XVI века. Кумганы на Руси наряду с квасниками использовали для старинных напитков — кваса, меда, щей.
Гончарные мастера деревни Репино Нижегородской области сохранили вошедшую в русскую керамику ХVII–ХVIII веков восточную форму кумгана — «сосуда пустыни». Среди гончарных центров Балахнинского уезда керамика Репино относится к самой старой по датировкам. Кувшины и кумганы Репино родственны классическим формам древнерусской гончарной посуды, ставшей, по определению известного исследователя народного гончарства А. Б. Салтыкова, «художественной вершиной русского народного гончарства».
Репинцы «олифили» кувшины, т. е. крыли вареным маслом и по этому грунту наносили красочный узор в виде цветочных ветвей, гроздий, листвы и ажурных поясков. Некоторые квасники красивы сочетанием белого, красного и синего цветов. На других золотистый фон оттеняется легким белым рисунком.
Традиционная керамика — важнейший источник для изучения народной культуры Нижегородского края. По литературным сведениям ХIХ века, почти в каждом уезде Нижегородской губернии располагались керамические центры. Во второй половине ХIХ века самым крупным по концентрации керамических производств считался Балахнинский уезд.
В Русском музее сложилась ценная коллекция нижегородского гончарства, в которой представлены три ярких керамических центра из бывшего Балахнинского уезда, расположенных на реке Узоле близ города Городца: Репино, Смиркино и Жбанниково.