Фигурный канделябр, изображающий греческую богиню Нику, поступил в фонды дома-музея Чайковского в декабре 1968 года из Государственного Эрмитажа, когда в мемориальном доме шла подготовка новой экспозиции к 130-летию композитора.
Канделябр выполнен из патинированной бронзы в виде фигуры крылатой греческой богини Ники, олицетворяющей победу. Патиной называется пленка или налет на меди и ее сплавах, которая появляется при окислении металла. В поднятых над головой руках Ника держит цветочный венок с тремя свечниками в виде рогов изобилия, декорированных растительным орнаментом. Богиня стоит на основании в виде небесной сферы. Цилиндрический позолоченный постамент снизу и сверху опоясан накладными венками и декорирован сплошной насечкой параллельных диагональных линий.
В отличие от подсвечника, канделябр служит подставкой не для одной свечи, а для нескольких. Канделябр с многочисленными рожками по окружности, украшенный хрусталем, называется жирандолем, а напольный канделябр — торшером.
Первые металлические канделябры — настенные, настольные, напольные — в Россию привезли из Франции. До XVIII столетия большую часть канделябров отливали из серебра, и только позднее их начали изготавливать из различных черных металлов или бронзы. Стоили такие изделия значительно меньше, чем серебряные изделия, поэтому их могли себе позволить даже не самые обеспеченные горожане.
Особенное внимание декору канделябров стали уделять в XVIII–XIX веках. Например, изделия в стиле барокко украшали кленовыми листьями, небольшими цветами и другими растительными орнаментами. Подсвечники в классическом стиле подражали античным колоннам и статуям. Как правило, их украшали фигурами мифологических существ или экзотических животных, например грифонов, львов, дельфинов, а также изображениями античных богов или целыми сценами из древнегреческих легенд.
Как правило, канделябры размещали в парадных комнатах, которые часто посещали гости: зале, приемной, гостиной. Их расставляли на специальных тумбах или декоративных столиках.
Канделябр выполнен из патинированной бронзы в виде фигуры крылатой греческой богини Ники, олицетворяющей победу. Патиной называется пленка или налет на меди и ее сплавах, которая появляется при окислении металла. В поднятых над головой руках Ника держит цветочный венок с тремя свечниками в виде рогов изобилия, декорированных растительным орнаментом. Богиня стоит на основании в виде небесной сферы. Цилиндрический позолоченный постамент снизу и сверху опоясан накладными венками и декорирован сплошной насечкой параллельных диагональных линий.
В отличие от подсвечника, канделябр служит подставкой не для одной свечи, а для нескольких. Канделябр с многочисленными рожками по окружности, украшенный хрусталем, называется жирандолем, а напольный канделябр — торшером.
Первые металлические канделябры — настенные, настольные, напольные — в Россию привезли из Франции. До XVIII столетия большую часть канделябров отливали из серебра, и только позднее их начали изготавливать из различных черных металлов или бронзы. Стоили такие изделия значительно меньше, чем серебряные изделия, поэтому их могли себе позволить даже не самые обеспеченные горожане.
Особенное внимание декору канделябров стали уделять в XVIII–XIX веках. Например, изделия в стиле барокко украшали кленовыми листьями, небольшими цветами и другими растительными орнаментами. Подсвечники в классическом стиле подражали античным колоннам и статуям. Как правило, их украшали фигурами мифологических существ или экзотических животных, например грифонов, львов, дельфинов, а также изображениями античных богов или целыми сценами из древнегреческих легенд.
Как правило, канделябры размещали в парадных комнатах, которые часто посещали гости: зале, приемной, гостиной. Их расставляли на специальных тумбах или декоративных столиках.