В экспозиции представлена игольница первой половины XIX века. Ее лицевая часть выполнена из черного бархата, а нижняя обтянута голубым шелком и проложена жесткой вставкой из картона. В центре изделия на черном фоне вышита металлической золотой нитью розетка в виде василька. Между лепестками нашит мелкий бисер с пайетками.
Слово «пайетка» пришло из французского языка и переводится как «золотая песчинка», «золотинка». Пайетки представляют собой мелкие плоские или рельефные чешуйки из блестящего материала, в которых есть отверстие для продевания нитки. Как правило, они имеют круглую или многогранную форму.
В древние времена игольницы изготавливали из ткани и бумаги, которые перекладывали между собой. Позднее основу для изделий начали делать из дерева или слоновой кости, затем из олова, серебра, золота. Позволить себе такую игольницу могли лишь состоятельные девушки.
Крестьянки же изготавливали игольницы из подручных материалов. Игольницы-подушечки могли иметь форму квадрата или круга. Их складывали причудливыми способами и ярко украшали вышивкой, тесьмой и лентами.
Игольницы никогда не делали в виде фигурок животных или людей, чтобы не втыкать в них иглы. Считалось, что иголка обладает магическими силами и при неосторожном с ней обращении может навредить живому существу.
В XVI–XVII веках игольницы начали крепить внутри шкатулок для рукоделия или ко всевозможным подставкам, чтобы было удобнее доставать или убирать иголки при шитье. Их изготавливали из тканей высокого качества: льна, атласа — и украшали вышивкой.
В XVIII столетии маленькие игольницы-подушечки на длинной ленте привязывали к кольцу ножниц, а затем один конец этой конструкции пропускали под поясом, чтобы и иголки, и ножницы были под рукой.
В XIX веке игольницы стали в большей степени декоративным элементом. Их делали в форме рюмочек для яиц или корзиночек и устанавливали на металлических, стеклянных или фарфоровых подставках.
В начале XX столетия стали популярны игольницы-зажимы. Их крепили к столу, чтобы предотвратить скольжение ткани.
Слово «пайетка» пришло из французского языка и переводится как «золотая песчинка», «золотинка». Пайетки представляют собой мелкие плоские или рельефные чешуйки из блестящего материала, в которых есть отверстие для продевания нитки. Как правило, они имеют круглую или многогранную форму.
В древние времена игольницы изготавливали из ткани и бумаги, которые перекладывали между собой. Позднее основу для изделий начали делать из дерева или слоновой кости, затем из олова, серебра, золота. Позволить себе такую игольницу могли лишь состоятельные девушки.
Крестьянки же изготавливали игольницы из подручных материалов. Игольницы-подушечки могли иметь форму квадрата или круга. Их складывали причудливыми способами и ярко украшали вышивкой, тесьмой и лентами.
Игольницы никогда не делали в виде фигурок животных или людей, чтобы не втыкать в них иглы. Считалось, что иголка обладает магическими силами и при неосторожном с ней обращении может навредить живому существу.
В XVI–XVII веках игольницы начали крепить внутри шкатулок для рукоделия или ко всевозможным подставкам, чтобы было удобнее доставать или убирать иголки при шитье. Их изготавливали из тканей высокого качества: льна, атласа — и украшали вышивкой.
В XVIII столетии маленькие игольницы-подушечки на длинной ленте привязывали к кольцу ножниц, а затем один конец этой конструкции пропускали под поясом, чтобы и иголки, и ножницы были под рукой.
В XIX веке игольницы стали в большей степени декоративным элементом. Их делали в форме рюмочек для яиц или корзиночек и устанавливали на металлических, стеклянных или фарфоровых подставках.
В начале XX столетия стали популярны игольницы-зажимы. Их крепили к столу, чтобы предотвратить скольжение ткани.