Металлические и деревянные канделябры — подсвечники с рожками под несколько свечей — впервые использовали еще древние этруски и римляне.
В Древнем Египте из дерева, глины и тростника мастерили ритуальные подсвечники в виде гладкого шеста с распустившимся цветком лотоса наверху, в который вставлялась свеча. Такие подсвечники напоминали о мифологическом явлении бога Ра людям, использовались только в храмах или знатных домах. В Древней Греции подсвечники изготавливали из красной и белой глины, а затем обжигали. Для продления срока службы и придания опрятного вида их покрывали слоем глазури.
К XVI–XVII векам для их изготовления использовали также слоновую кость, олово, серебро, бронзу. Художники эпохи Возрождения превращали подсвечники и канделябры в подлинные произведения искусства, украшая их скульптурными композициями, резьбой, орнаментами и инкрустациями. В XVIII веке канделябры, в том числе из драгоценных металлов, украшали как залы, так и площади. В следующем, XIX столетии стали популярны подсвечники из мрамора, алебастра, чугуна, несколько позже — из хрусталя, фарфора и цветного стекла.
В российских усадьбах канделябры были неотъемлемой частью убранства, причем не только внутреннего, но и садового. Изготовлением канделябров занимались искусные мастера разных специальностей: кузнецы, стеклодувы, резчики, позолотчики и бронзовщики. Работали такие мастера как в столицах, так и в провинциях, а при дворянских усадьбах обязательно должен был быть умелец, способный создать канделябр из дерева или бронзы.
Представленный в экспозиции канделябр на пять гнезд выполнен в стиле рококо. Этот стиль пришел в Россию в XVIII веке из Франции (его название происходит от французского слова rococo — завиток) и привлекал внимание своей вычурностью, изысканностью, даже некоторой избыточностью. Для изделий рококо характерны многочисленные завитки, картуши (свитки с гербами и вензелями), рокайли (стилизованные морские раковины), изображения купидонов. Часто встречаются растительные орнаменты: виноградные лозы, стилизованные или, напротив, натуралистичные листья аканта. Все эти декоративные элементы создают атмосферу роскоши и утонченности, мечтательного и пресыщенного образа жизни.
В Древнем Египте из дерева, глины и тростника мастерили ритуальные подсвечники в виде гладкого шеста с распустившимся цветком лотоса наверху, в который вставлялась свеча. Такие подсвечники напоминали о мифологическом явлении бога Ра людям, использовались только в храмах или знатных домах. В Древней Греции подсвечники изготавливали из красной и белой глины, а затем обжигали. Для продления срока службы и придания опрятного вида их покрывали слоем глазури.
К XVI–XVII векам для их изготовления использовали также слоновую кость, олово, серебро, бронзу. Художники эпохи Возрождения превращали подсвечники и канделябры в подлинные произведения искусства, украшая их скульптурными композициями, резьбой, орнаментами и инкрустациями. В XVIII веке канделябры, в том числе из драгоценных металлов, украшали как залы, так и площади. В следующем, XIX столетии стали популярны подсвечники из мрамора, алебастра, чугуна, несколько позже — из хрусталя, фарфора и цветного стекла.
В российских усадьбах канделябры были неотъемлемой частью убранства, причем не только внутреннего, но и садового. Изготовлением канделябров занимались искусные мастера разных специальностей: кузнецы, стеклодувы, резчики, позолотчики и бронзовщики. Работали такие мастера как в столицах, так и в провинциях, а при дворянских усадьбах обязательно должен был быть умелец, способный создать канделябр из дерева или бронзы.
Представленный в экспозиции канделябр на пять гнезд выполнен в стиле рококо. Этот стиль пришел в Россию в XVIII веке из Франции (его название происходит от французского слова rococo — завиток) и привлекал внимание своей вычурностью, изысканностью, даже некоторой избыточностью. Для изделий рококо характерны многочисленные завитки, картуши (свитки с гербами и вензелями), рокайли (стилизованные морские раковины), изображения купидонов. Часто встречаются растительные орнаменты: виноградные лозы, стилизованные или, напротив, натуралистичные листья аканта. Все эти декоративные элементы создают атмосферу роскоши и утонченности, мечтательного и пресыщенного образа жизни.