История музыкальных шкатулок, начавшаяся в XVIII столетии, тесно связана с часовыми мастерскими.
В 1780 году французский часовщик-виртуоз Пьер Жаке-Дро создал первый механизм, способный проигрывать заданную мелодию. Спустя шестнадцать лет другой талантливый часовой мастер Антуан Фавр усовершенствовал изобретение, «научив» шкатулку воспроизводить несколько мелодий.
Очень быстро музыкальные шкатулки стали символом романтических отношений и предметом роскоши. Их делали из дорогих пород дерева и изящно декорировали орнаментом и изображениями влюбленных парочек.
Первые простые механизмы встраивали во флакончики для духов и часы. Спустя примерно два десятилетия появилась музыкальная «гребенка», и техника работы шкатулки усложнилась. Для записи выбирался музыкальный фрагмент, который можно было без труда узнать за минуту — обычное время действия завода.
С 1815 года в Швейцарии запустили массовое производство этих изделий — как миниатюрных, так и больших, размером с сервант. Громкость и чистоту звука обеспечивали большой размер и тонкая, но устойчивая к нагрузкам сталь, которую использовали в механизме.
Еще через полвека швейцарский часовых дел мастер Чарльз Руж занялся созданием музыкального механизма специально для часов. Его сын Альберт продолжил создание уникальных музыкальных шкатулок; компания Reuge до сих пор считается крупнейшим поставщиком этой продукции.
Когда Томас Эдисон изобрел фонограф — аппарат для мгновенного воспроизведения записанных звуков, музыкальные шкатулки отошли на второй план. После Второй мировой войны они пережили новый всплеск популярности, на этот раз среди японцев, которых познакомили с этой забавой американцы. Однако, как любая мода, и это увлечение прошло. Избежать забвения шкатулкам помогли хозяева часовых мастерских, придумавшие расширять ассортимент за счет этих механических «безделушек».
Музыкальные шкатулки делают с ручным или заводным механизмом. Первые заводят, прокручивая рукоять, вторые — при помощи ключика. Музыка звучит ровно столько времени, сколько необходимо пружине, чтобы развернуться.
Представленная в экспозиции шкатулка первой трети XX века с заводным механизмом «помнит» несколько мелодий, а заодно служит изящным туалетным столиком. Ее корпус выполнен из дерева, снаружи оклеен тремя видами шпона, а внутри оформлен атласом светло-кремового цвета в виде буф. Откидная крышка на шарнирном креплении декорирована растительно-геометрическим орнаментом в технике маркетри (от франц. marqueterie — «мозаика») в бежево-коричневых тонах.
В 1780 году французский часовщик-виртуоз Пьер Жаке-Дро создал первый механизм, способный проигрывать заданную мелодию. Спустя шестнадцать лет другой талантливый часовой мастер Антуан Фавр усовершенствовал изобретение, «научив» шкатулку воспроизводить несколько мелодий.
Очень быстро музыкальные шкатулки стали символом романтических отношений и предметом роскоши. Их делали из дорогих пород дерева и изящно декорировали орнаментом и изображениями влюбленных парочек.
Первые простые механизмы встраивали во флакончики для духов и часы. Спустя примерно два десятилетия появилась музыкальная «гребенка», и техника работы шкатулки усложнилась. Для записи выбирался музыкальный фрагмент, который можно было без труда узнать за минуту — обычное время действия завода.
С 1815 года в Швейцарии запустили массовое производство этих изделий — как миниатюрных, так и больших, размером с сервант. Громкость и чистоту звука обеспечивали большой размер и тонкая, но устойчивая к нагрузкам сталь, которую использовали в механизме.
Еще через полвека швейцарский часовых дел мастер Чарльз Руж занялся созданием музыкального механизма специально для часов. Его сын Альберт продолжил создание уникальных музыкальных шкатулок; компания Reuge до сих пор считается крупнейшим поставщиком этой продукции.
Когда Томас Эдисон изобрел фонограф — аппарат для мгновенного воспроизведения записанных звуков, музыкальные шкатулки отошли на второй план. После Второй мировой войны они пережили новый всплеск популярности, на этот раз среди японцев, которых познакомили с этой забавой американцы. Однако, как любая мода, и это увлечение прошло. Избежать забвения шкатулкам помогли хозяева часовых мастерских, придумавшие расширять ассортимент за счет этих механических «безделушек».
Музыкальные шкатулки делают с ручным или заводным механизмом. Первые заводят, прокручивая рукоять, вторые — при помощи ключика. Музыка звучит ровно столько времени, сколько необходимо пружине, чтобы развернуться.
Представленная в экспозиции шкатулка первой трети XX века с заводным механизмом «помнит» несколько мелодий, а заодно служит изящным туалетным столиком. Ее корпус выполнен из дерева, снаружи оклеен тремя видами шпона, а внутри оформлен атласом светло-кремового цвета в виде буф. Откидная крышка на шарнирном креплении декорирована растительно-геометрическим орнаментом в технике маркетри (от франц. marqueterie — «мозаика») в бежево-коричневых тонах.