Камилавка в православной церкви — высокий головной убор без полей, на жесткой картонной основе. Он имеет форму цилиндра и слегка расширяется кверху. Название произошло от греческого слова, которое означало «верблюд»: первые такие шапочки изготавливали из верблюжьей шерсти.
Камилавка — часть повседневного облачения монахов-священников. Символически ее ассоциируют с терновым венцом Христа. Чаще всего встречаются головные уборы черного цвета, но бывают и другие тона: например, митрополиты носят белые шапочки такого типа.
Камилавку из коллекции Архиерейского дома изготовили из черной ворсовой ткани, изнанку подшили темно-коричневым материалом. Чтобы головной убор сохранял форму, внутрь поместили картонный каркас, донце тоже сделали жестким.
Первые камилавки у православных священнослужителей появились в XVII веке и заменили собой скуфьи — мягкие головные уборы, поверх которых иногда носили капюшон-клобук. Защитники старых традиций выступали против нововведения, которое русские переняли у греков, но постепенно камилавка стала обычной частью облачения. А в 1798 году такой головной убор отнесли к числу церковных наград: фиолетовую камилавку вручали за особые заслуги и усердное религиозное служение. Для белого, то есть не монашествующего духовенства это была единственная возможность получить такой убор: во всех остальных случаях он полагался только монахам.
Во время богослужения священники почти все время находятся в храме с покрытыми головами. Снимают они камилавки только в самые торжественные моменты: когда готовят хлеб и вино для причастия, читают Евангелие, возносят хвалебные песнопения Христу или Богородице. Головной убор в таких случаях откладывают в сторону или держат в левой руке — это зависит от конкретного момента литургии. Все эти правила прописаны в уставе священнослужителей и строго соблюдаются на каждой службе.
Повседневные камилавки обшивают черным крепом — тканью, которая почти не мнется и долго сохраняет аккуратный внешний вид. Сзади к ней подшивают наметку — длинное черное покрывало, которое спускается на спину.
Камилавка — часть повседневного облачения монахов-священников. Символически ее ассоциируют с терновым венцом Христа. Чаще всего встречаются головные уборы черного цвета, но бывают и другие тона: например, митрополиты носят белые шапочки такого типа.
Камилавку из коллекции Архиерейского дома изготовили из черной ворсовой ткани, изнанку подшили темно-коричневым материалом. Чтобы головной убор сохранял форму, внутрь поместили картонный каркас, донце тоже сделали жестким.
Первые камилавки у православных священнослужителей появились в XVII веке и заменили собой скуфьи — мягкие головные уборы, поверх которых иногда носили капюшон-клобук. Защитники старых традиций выступали против нововведения, которое русские переняли у греков, но постепенно камилавка стала обычной частью облачения. А в 1798 году такой головной убор отнесли к числу церковных наград: фиолетовую камилавку вручали за особые заслуги и усердное религиозное служение. Для белого, то есть не монашествующего духовенства это была единственная возможность получить такой убор: во всех остальных случаях он полагался только монахам.
Во время богослужения священники почти все время находятся в храме с покрытыми головами. Снимают они камилавки только в самые торжественные моменты: когда готовят хлеб и вино для причастия, читают Евангелие, возносят хвалебные песнопения Христу или Богородице. Головной убор в таких случаях откладывают в сторону или держат в левой руке — это зависит от конкретного момента литургии. Все эти правила прописаны в уставе священнослужителей и строго соблюдаются на каждой службе.
Повседневные камилавки обшивают черным крепом — тканью, которая почти не мнется и долго сохраняет аккуратный внешний вид. Сзади к ней подшивают наметку — длинное черное покрывало, которое спускается на спину.