В экспозиции Архиерейского дома представлена житийная икона «Святой Николай Чудотворец (Великорецкий)». В центральной ее части на темно-синем фоне изображен святой в образе седого старца. Его правая рука поднята в жесте благословения, в левой он держит закрытое Евангелие. Чудотворец облачен в фелонь — традиционную верхнюю одежду без рукавов, которую священники надевали во время богослужения. Поверх нее располагается омофор — широкая белая лента с красными крестами, деталь архиерейского облачения. Голову святого окружает широкий нимб с золочеными деталями.
Вокруг средника располагаются восемь клейм — миниатюрных композиций, на каждой из которых изображен отдельный сюжет из жизни святого. Рассматривать следует сначала верхний ряд слева направо, затем две композиции по бокам, и в последнюю очередь — нижний ряд. Рядом с каждым изображением располагаются поясняющие надписи: «Приведение во учение», «Явление Николы царю Константину во сне», «Спасение Димитрия со дна моря», «Служба святого Николая в Сионе», «Возвращение Василия сына Агрикова родителям», «Чудо о корабельщиках», «Избавление от сарацинского плена», «Преставление Николы».
По контуру доски иконописец нарисовал однотонную темно-синюю рамку. Клейма отделены друг от друга цветным фоном. Основные тона в этом образе — красно-коричневый и оливково-зеленый.
В Сибири иконы Николая Чудотворца хранились почти в каждом доме — от бедной крестьянской избы до губернаторского особняка. Этого святого почитали как покровителя маленьких детей, земледельцев и пчеловодов, моряков и путешественников. День его памяти отмечали дважды в году — летом и зимой. Праздники, соответственно, назывались «Никола Летний» и «Никола Зимний».
Иногда Николая Чудотворца называли старшим над всеми святыми. А некоторые крестьяне верили, что Святая Троица состоит не из Отца, Сына и Святого Духа, а из Христа, Богородицы и Николая Чудотворца. По количеству икон разных видов и храмов, освященных в его честь, этот святой уступал только Богородице. А его имя было самым популярным в России до начала ХХ столетия.
Вокруг средника располагаются восемь клейм — миниатюрных композиций, на каждой из которых изображен отдельный сюжет из жизни святого. Рассматривать следует сначала верхний ряд слева направо, затем две композиции по бокам, и в последнюю очередь — нижний ряд. Рядом с каждым изображением располагаются поясняющие надписи: «Приведение во учение», «Явление Николы царю Константину во сне», «Спасение Димитрия со дна моря», «Служба святого Николая в Сионе», «Возвращение Василия сына Агрикова родителям», «Чудо о корабельщиках», «Избавление от сарацинского плена», «Преставление Николы».
По контуру доски иконописец нарисовал однотонную темно-синюю рамку. Клейма отделены друг от друга цветным фоном. Основные тона в этом образе — красно-коричневый и оливково-зеленый.
В Сибири иконы Николая Чудотворца хранились почти в каждом доме — от бедной крестьянской избы до губернаторского особняка. Этого святого почитали как покровителя маленьких детей, земледельцев и пчеловодов, моряков и путешественников. День его памяти отмечали дважды в году — летом и зимой. Праздники, соответственно, назывались «Никола Летний» и «Никола Зимний».
Иногда Николая Чудотворца называли старшим над всеми святыми. А некоторые крестьяне верили, что Святая Троица состоит не из Отца, Сына и Святого Духа, а из Христа, Богородицы и Николая Чудотворца. По количеству икон разных видов и храмов, освященных в его честь, этот святой уступал только Богородице. А его имя было самым популярным в России до начала ХХ столетия.