Воздух в православной церкви — небольшое квадратное покрывало, которое используют во время литургии. Им накрывают священные сосуды для таинств — дискос и потир, а также Святые дары, то есть вино и хлеб для причастия. Название «воздух» часто связывают с тем, что ткань покрывает поверхность так же, как воздух окутывает землю. Кроме того, покровы для Святых даров символизируют младенческие пелены новорожденного Христа и погребальный саван, которым обернули его тело после казни на кресте.
Воздухи бывают большими и малыми. Шьют их традиционно из дорогих однотонных тканей — например парчи или бархата. Лицевую поверхность украшают вышивкой, золотыми и серебряными нитями, жемчугом. Часто прихожане подносят подобные предметы в дар храму.
Воздух из коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника изготовлен из оранжевого бархата и имеет квадратную форму. В центре лицевой части изображена стопа Божией Матери — знак ее незримого присутствия в храме. Вокруг нее с четырех сторон вышиты изображения ангелов. Края покрывала занимает цветочный орнамент с бутонами лилий: эти цветы олицетворяют Благовещение Девы Марии — момент из Евангелия, когда к ней явился ангел и сообщил, что ее сын станет Спасителем человечества.
Среди ветвей и листьев растительного узора на воздухе изображена цепочка, которая переплетается с ними. По периметру покров украшен узкой полосой орнамента, в нем чередуются круги и овалы. Изделие окаймляет золотая парчовая бахрома с кисточками. Подкладка воздуха изготовлена из голубого шелка.
Узоры на покрове выполнены в технике золотного шитья. Мастериц специально обучали ей в монастырских вышивальных мастерских. Чаще всего такой вышивкой занимались женщины из знатных семей, которые решили постричься в монахини. Золотным шитьем украшали облачение священников и детали церковного убранства: хоругви, плащаницы, мешочки для просфор и другие предметы. Кроме монахинь, таким рукоделием часто занимались и женщины из царского и великокняжеских домов — жены, дочери и сестры правителей.
Воздухи бывают большими и малыми. Шьют их традиционно из дорогих однотонных тканей — например парчи или бархата. Лицевую поверхность украшают вышивкой, золотыми и серебряными нитями, жемчугом. Часто прихожане подносят подобные предметы в дар храму.
Воздух из коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника изготовлен из оранжевого бархата и имеет квадратную форму. В центре лицевой части изображена стопа Божией Матери — знак ее незримого присутствия в храме. Вокруг нее с четырех сторон вышиты изображения ангелов. Края покрывала занимает цветочный орнамент с бутонами лилий: эти цветы олицетворяют Благовещение Девы Марии — момент из Евангелия, когда к ней явился ангел и сообщил, что ее сын станет Спасителем человечества.
Среди ветвей и листьев растительного узора на воздухе изображена цепочка, которая переплетается с ними. По периметру покров украшен узкой полосой орнамента, в нем чередуются круги и овалы. Изделие окаймляет золотая парчовая бахрома с кисточками. Подкладка воздуха изготовлена из голубого шелка.
Узоры на покрове выполнены в технике золотного шитья. Мастериц специально обучали ей в монастырских вышивальных мастерских. Чаще всего такой вышивкой занимались женщины из знатных семей, которые решили постричься в монахини. Золотным шитьем украшали облачение священников и детали церковного убранства: хоругви, плащаницы, мешочки для просфор и другие предметы. Кроме монахинь, таким рукоделием часто занимались и женщины из царского и великокняжеских домов — жены, дочери и сестры правителей.