Среди старинных женских головных уборов, популярных у татарского народа, особое место всегда занимал калфак. Самый старый сохранившийся калфак датируется XVIII веком, ученые считают, что появился головной убор еще раньше. Калфак в наше время является своеобразным украшением: его носят на сцене, используют во время фотосессий, национальных мероприятий, а в повседневной жизни многие женщины носят его вариацию типа тюбетейки — такыю.
О том, какое значение татары придавали калфаку, писал известный специалист по татарской истории, этнограф и педагог Николай Воробьёв. В 1953 году он опубликовал фундаментальное исследование «Казанские татары», где подробно остановился на истории этого головного убора, описал его внешний вид и правила, по которым его носили татарские женщины. Калфак был распространен прежде всего среди казанских татарок. Широкое распространение у других групп татар он получил с конца XIX века.
В основе узоров калфака лежали природные образы, чаще всего — растения. Считалось, что изображения рябины, шиповника и можжевельника приносят счастье. Розы вышивали, чтобы привлечь любовь и сохранить красоту. Тюльпан, который часто появлялся в татарской вышивке, служил символом возрождения. На старинных калфаках часто изображались различные пожелания, обереги, молитвы, что придавало головному убору некоторую магическую окраску. В конце XVIII века женщины носили высокие пирамидальные шапки, сплошь унизанные монетами. Для оформления налобной части головного убора применяли вышивку серебряными и золотыми нитями. По видам вышивка была разнообразна: гладь, тамбурный шов, ковровая техника, золотое шитье, шитье жемчугом, ушковая техника (встречается гораздо реже, чем расшивание жемчугом). Из-за применения ушковой техники головной убор получался нарядным, но очень дорогим по причине трудоемкости, ювелирности выполнения и высокой стоимости тканей.
В нижней части калфака из бордового бархата — роскошная вышивка из стилизованных цветов, листьев и бутонов. Вышивка выполнена белым бисером.
О том, какое значение татары придавали калфаку, писал известный специалист по татарской истории, этнограф и педагог Николай Воробьёв. В 1953 году он опубликовал фундаментальное исследование «Казанские татары», где подробно остановился на истории этого головного убора, описал его внешний вид и правила, по которым его носили татарские женщины. Калфак был распространен прежде всего среди казанских татарок. Широкое распространение у других групп татар он получил с конца XIX века.
В основе узоров калфака лежали природные образы, чаще всего — растения. Считалось, что изображения рябины, шиповника и можжевельника приносят счастье. Розы вышивали, чтобы привлечь любовь и сохранить красоту. Тюльпан, который часто появлялся в татарской вышивке, служил символом возрождения. На старинных калфаках часто изображались различные пожелания, обереги, молитвы, что придавало головному убору некоторую магическую окраску. В конце XVIII века женщины носили высокие пирамидальные шапки, сплошь унизанные монетами. Для оформления налобной части головного убора применяли вышивку серебряными и золотыми нитями. По видам вышивка была разнообразна: гладь, тамбурный шов, ковровая техника, золотое шитье, шитье жемчугом, ушковая техника (встречается гораздо реже, чем расшивание жемчугом). Из-за применения ушковой техники головной убор получался нарядным, но очень дорогим по причине трудоемкости, ювелирности выполнения и высокой стоимости тканей.
В нижней части калфака из бордового бархата — роскошная вышивка из стилизованных цветов, листьев и бутонов. Вышивка выполнена белым бисером.