История возникновения татарского национального костюма берет свое начало в середине XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока.
Татарские женщины с малого возраста обучались шитью и вышиванию, изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение — и в итоге получались красивые и женственные костюмы. В костюме, как в зеркале, отразились занятия предков — землепашцев и скотоводов, климат и пути торговли, идеалы красоты и религия, изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами.
На рубеже XIX–ХХ веков под влиянием европейского костюма среди молодежи распространилась мода на укороченные камзолы-безрукавки: юноши стали носить камзолы типа жилета, девушки — сильно приталенные камзолы с открытым грудным вырезом, полочками без запаха, которые иногда застегивали на крючки, а иногда по талии скрепляли встык красивой пряжкой — каптырмой. Камзол носили и мужчины, и женщины, в основном в качестве праздничного костюма, надевая поверх рубахи.
На выставке представлен женский жилет начала XX века. Короткая и узкая, плотно облегающая туловище безрукавка запахивалась на левую сторону и застегивалась на пуговицы, либо на крючки; всегда была на подкладке и, подобно другим одеждам этого рода, шилась из фабричных тканей темного, главным образом черного цвета. Карманов в жилете не было. Тамбурной техникой по всему жилету вышит растительный орнамент, а края изделия вышиты зигзагом. Подкладка жилета чаще была тканевой — преимущественно из дорогих материалов (бархат, парча, плюш, сукно, шелк), реже — на меху.
Покрой мужского камзола отличался от женского наличием небольшого ворота-стойки и меньшей приталенностью. Обычно женский камзол кроили так, чтобы он плотно облегал тело до талии, а к линии бедер образовывал широкие фалды за счет вставки боковых клиньев. По числу клиньев различали трехшовный (љч билле) и пятишовный (биш билле) камзолы. По краю бортов, подола и проймам женский камзол украшали позументом, тканой тесьмой или лебяжьим пухом.
Татарские женщины с малого возраста обучались шитью и вышиванию, изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение — и в итоге получались красивые и женственные костюмы. В костюме, как в зеркале, отразились занятия предков — землепашцев и скотоводов, климат и пути торговли, идеалы красоты и религия, изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами.
На рубеже XIX–ХХ веков под влиянием европейского костюма среди молодежи распространилась мода на укороченные камзолы-безрукавки: юноши стали носить камзолы типа жилета, девушки — сильно приталенные камзолы с открытым грудным вырезом, полочками без запаха, которые иногда застегивали на крючки, а иногда по талии скрепляли встык красивой пряжкой — каптырмой. Камзол носили и мужчины, и женщины, в основном в качестве праздничного костюма, надевая поверх рубахи.
На выставке представлен женский жилет начала XX века. Короткая и узкая, плотно облегающая туловище безрукавка запахивалась на левую сторону и застегивалась на пуговицы, либо на крючки; всегда была на подкладке и, подобно другим одеждам этого рода, шилась из фабричных тканей темного, главным образом черного цвета. Карманов в жилете не было. Тамбурной техникой по всему жилету вышит растительный орнамент, а края изделия вышиты зигзагом. Подкладка жилета чаще была тканевой — преимущественно из дорогих материалов (бархат, парча, плюш, сукно, шелк), реже — на меху.
Покрой мужского камзола отличался от женского наличием небольшого ворота-стойки и меньшей приталенностью. Обычно женский камзол кроили так, чтобы он плотно облегал тело до талии, а к линии бедер образовывал широкие фалды за счет вставки боковых клиньев. По числу клиньев различали трехшовный (љч билле) и пятишовный (биш билле) камзолы. По краю бортов, подола и проймам женский камзол украшали позументом, тканой тесьмой или лебяжьим пухом.