Поморский календарь поступил в музейные коллекции Этнографического отдела Русского музея в 1909 году благодаря знатоку русской культуры и древнерусского искусства, коллекционеру Фёдору Антоновичу Каликину.
Календари представляли собой четырех- или шестигранные бруски, иногда с утолщением в центре, на которые нанесена с помощью зарубок и особых знаков важная для крестьян информация: о начале и окончании сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьих и рыбных промыслов, о днях церковных и семейных праздников. Такие календари называли «святцы» или народные сельские календари.
Календари разделялись на месяцы с помощью пропущенного пространства, посредством прорези или косых крестов. Шестигранные календари имели по два месяца на грани, четырехгранные — по три. Иногда в сокращенном виде вырезались названия месяцев. Зарубки на ребрах граней соответствовали количеству дней в месяце. Начало года в календарях чаще всего приходилось на 1 сентября, реже на 1 марта, о чем говорят различные отметки. Счет дней и месяцев в календарях велся обычно слева направо, реже — поочередно.
Особый интерес представляют метки и знаки, которыми обозначены на календаре праздники и другие памятные дни. Крупные церковные праздники на большинстве календарей отмечались крестами в круге. Крестами с дугой, просто дугой, обычными крестами или прямой вертикальной чертой обозначались средние и малые праздники, а также память святителя или почитаемой иконы. Часть праздников отмечалась кириллическими буквами: например, буквой «Б» (буки) обозначены Богородичные праздники и дни, связанные с ее почитаемыми иконами.
Использовался на календарях и пиктографический вид письма в виде рисунков, возникший задолго до письменности. Так, рисунок лошади над Егорьевым днем (23 апреля) сообщал о первом выгоне скота в поле после зимнего периода; дни летнего (12 июня, Петр-Поворот) и зимнего (12 декабря, Спиридон-Солнцеворот) солнцестояния обозначены пиктограммой солнца; о начале пахоты (1 мая, Еремей Запрягальник) и о начале сенокоса (8 июля, день Казанской Божьей Матери, или Прокопьев день) говорили, соответственно, рисунки сохи и граблей.
Наиболее поздняя пиктограмма относится к обозначению праздника Собора трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (30 января): три креста, выходящие из одной точки.
Календари представляли собой четырех- или шестигранные бруски, иногда с утолщением в центре, на которые нанесена с помощью зарубок и особых знаков важная для крестьян информация: о начале и окончании сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьих и рыбных промыслов, о днях церковных и семейных праздников. Такие календари называли «святцы» или народные сельские календари.
Календари разделялись на месяцы с помощью пропущенного пространства, посредством прорези или косых крестов. Шестигранные календари имели по два месяца на грани, четырехгранные — по три. Иногда в сокращенном виде вырезались названия месяцев. Зарубки на ребрах граней соответствовали количеству дней в месяце. Начало года в календарях чаще всего приходилось на 1 сентября, реже на 1 марта, о чем говорят различные отметки. Счет дней и месяцев в календарях велся обычно слева направо, реже — поочередно.
Особый интерес представляют метки и знаки, которыми обозначены на календаре праздники и другие памятные дни. Крупные церковные праздники на большинстве календарей отмечались крестами в круге. Крестами с дугой, просто дугой, обычными крестами или прямой вертикальной чертой обозначались средние и малые праздники, а также память святителя или почитаемой иконы. Часть праздников отмечалась кириллическими буквами: например, буквой «Б» (буки) обозначены Богородичные праздники и дни, связанные с ее почитаемыми иконами.
Использовался на календарях и пиктографический вид письма в виде рисунков, возникший задолго до письменности. Так, рисунок лошади над Егорьевым днем (23 апреля) сообщал о первом выгоне скота в поле после зимнего периода; дни летнего (12 июня, Петр-Поворот) и зимнего (12 декабря, Спиридон-Солнцеворот) солнцестояния обозначены пиктограммой солнца; о начале пахоты (1 мая, Еремей Запрягальник) и о начале сенокоса (8 июля, день Казанской Божьей Матери, или Прокопьев день) говорили, соответственно, рисунки сохи и граблей.
Наиболее поздняя пиктограмма относится к обозначению праздника Собора трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (30 января): три креста, выходящие из одной точки.