До 1730-х годов землями Весьегонского уезда Тверской губернии владели помещики Мусины-Пушкины. По их имени местность получила название Пушкарщины, а крестьяне — прозвище «пушкарей». Став свободными и получив статус государственных, они сохранили это именование на века. Именно из этой местности происходит старинный женский костюм с сарафаном. В таком костюме крестьянка отправлялась в воскресенье в церковь, поэтому весь комплекс и входящие в него предметы нередко называли воскресными.
Праздничный костюм пушкарки состоит из льняной рубахи, верхняя часть которой называется «рукава», а нижняя — «станник», а также сарафана-горбуна, позументного пояса и головного убора «сороки», повязанного полотенцем.
По некоторым деталям кроя и декора одежда пушкарок отличалась от одежды крестьян, проживавших с ними по соседству. Так, рубаху шили с круглой вставкой у ворота, украшая ее вышивкой, тканым узором, позументом; рукава орнаментировали двумя вертикально расположенными полосами вышивки, узорного тканья или ситца, называвшимися «простафками». Сарафан из китайки — синей хлопчатобумажной ткани — выкраивали из цельных переднего и заднего полотнищ с проймами, хотя большинство косоклинных сарафанов первой половины XIX века имеют разрез вдоль переднего полотнища, застегивающегося на пуговицы, или его имитацию (также с пуговицами).
В убранстве головы женщины используют такой архаичный элемент восточнославянского женского костюма, как полотенце, которое повязывают или накидывают на сороку. Головной убор с полотенцем роднит костюм пушкарок с южнорусскими костюмами и с костюмами белорусок. Основную же часть головного убора составляют кичка, стеганец, позатыльник и сорока с плотно расшитым металлическими блестками и позументом челом.
Важным дополнением воскресного костюма пушкарки является «ошейник» — шейное украшение, низанное из стекляруса, напоминающее широкий воротник.
Такой архаичный комплекс одежды сохранялся на Пушкарщине до последней трети XIX века. Старые пушкарки донашивали предметы одежды из этого комплекса еще в начале 1920-х годов.
Праздничный костюм пушкарки состоит из льняной рубахи, верхняя часть которой называется «рукава», а нижняя — «станник», а также сарафана-горбуна, позументного пояса и головного убора «сороки», повязанного полотенцем.
По некоторым деталям кроя и декора одежда пушкарок отличалась от одежды крестьян, проживавших с ними по соседству. Так, рубаху шили с круглой вставкой у ворота, украшая ее вышивкой, тканым узором, позументом; рукава орнаментировали двумя вертикально расположенными полосами вышивки, узорного тканья или ситца, называвшимися «простафками». Сарафан из китайки — синей хлопчатобумажной ткани — выкраивали из цельных переднего и заднего полотнищ с проймами, хотя большинство косоклинных сарафанов первой половины XIX века имеют разрез вдоль переднего полотнища, застегивающегося на пуговицы, или его имитацию (также с пуговицами).
В убранстве головы женщины используют такой архаичный элемент восточнославянского женского костюма, как полотенце, которое повязывают или накидывают на сороку. Головной убор с полотенцем роднит костюм пушкарок с южнорусскими костюмами и с костюмами белорусок. Основную же часть головного убора составляют кичка, стеганец, позатыльник и сорока с плотно расшитым металлическими блестками и позументом челом.
Важным дополнением воскресного костюма пушкарки является «ошейник» — шейное украшение, низанное из стекляруса, напоминающее широкий воротник.
Такой архаичный комплекс одежды сохранялся на Пушкарщине до последней трети XIX века. Старые пушкарки донашивали предметы одежды из этого комплекса еще в начале 1920-х годов.