Фильм «Ваш сын и брат» вышел на экраны в 1966 году. В основу сюжета легли рассказы Василия Шукшина «Степка», «Змеиный яд» и «Игнаха приехал» из цикла «Сельские жители». В 1967 году картина получила Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.
Съемки прошли в Горном Алтае, в селе Манжерок, а кадры первой киноновеллы «Степка» режиссер снимал в доме работников мебельной фабрики Анисимовых на берегу реки Катунь. На этом кадре — эпизод встречи отца с сыном, который только сбежал из тюрьмы. В этот момент старый Ермолай Воеводин копался в лодке и занимался фуговкой — выстругиванием досок. Обычно он работал даже в выходной день: старик понимал дерево, любил его запах и цвет. Плотничество было привычным делом для старика Воеводина, и он обладал многолетним опытом.
Сцена прямо перенесена из рассказа, только этой фразы нет, так как она была непереводима в киноряд: «В завозне пахло сосновой стружкой, махрой и остывающими тесовыми стенами».
Сын Степан в исполнении актера Леонида Куравлёва вошел и застал отца за работой. После этого он увидел сестру Веру, глухонемую. Она бросилась к брату и «вцепилась в него, мычала и целовала в щеки, в лоб, в губы». Шукшин описывал этот эпизод в рассказе: «И до того она в эту минуту была счастлива, что у мужчин навернулись слезы. „Ждала все, крестики на стене ставила, — пояснил отец сыну. — Любит всех“».
Лидия Федосеева-Шукшина рассказывала мужу, что дружила когда-то с глухонемой девушкой — они вместе учились до десятого класса и жили по соседству. Режиссер запомнил этот рассказ, и так появилась литературная и кинематографическая сестра Степана — Вера.
Роль Веры сыграла Марта Грахова — глухонемая актриса Театра мимики и жеста. О ней Шукшин писал: «Марта Грахова обладает замечательным чувством драматического. Это природная актриса, способная „уловить“ авторскую мысль и точно передать ее». Режиссер изначально не хотел искать другую исполнительницу из ведущих театральных коллективов: он боялся искусственности, имитации вместо подлинности. Ее чувства проявились через пластику вместо речи, и это преодоление слова действовало на зрителя с неодолимой энергией.
Съемки прошли в Горном Алтае, в селе Манжерок, а кадры первой киноновеллы «Степка» режиссер снимал в доме работников мебельной фабрики Анисимовых на берегу реки Катунь. На этом кадре — эпизод встречи отца с сыном, который только сбежал из тюрьмы. В этот момент старый Ермолай Воеводин копался в лодке и занимался фуговкой — выстругиванием досок. Обычно он работал даже в выходной день: старик понимал дерево, любил его запах и цвет. Плотничество было привычным делом для старика Воеводина, и он обладал многолетним опытом.
Сцена прямо перенесена из рассказа, только этой фразы нет, так как она была непереводима в киноряд: «В завозне пахло сосновой стружкой, махрой и остывающими тесовыми стенами».
Сын Степан в исполнении актера Леонида Куравлёва вошел и застал отца за работой. После этого он увидел сестру Веру, глухонемую. Она бросилась к брату и «вцепилась в него, мычала и целовала в щеки, в лоб, в губы». Шукшин описывал этот эпизод в рассказе: «И до того она в эту минуту была счастлива, что у мужчин навернулись слезы. „Ждала все, крестики на стене ставила, — пояснил отец сыну. — Любит всех“».
Лидия Федосеева-Шукшина рассказывала мужу, что дружила когда-то с глухонемой девушкой — они вместе учились до десятого класса и жили по соседству. Режиссер запомнил этот рассказ, и так появилась литературная и кинематографическая сестра Степана — Вера.
Роль Веры сыграла Марта Грахова — глухонемая актриса Театра мимики и жеста. О ней Шукшин писал: «Марта Грахова обладает замечательным чувством драматического. Это природная актриса, способная „уловить“ авторскую мысль и точно передать ее». Режиссер изначально не хотел искать другую исполнительницу из ведущих театральных коллективов: он боялся искусственности, имитации вместо подлинности. Ее чувства проявились через пластику вместо речи, и это преодоление слова действовало на зрителя с неодолимой энергией.