Кадка деревянная для подачи кумыса — тэпэн — разновидность долбленого сосуда из липовой древесины со вставным дном.
Башкирские мастера хорошо знали свойства деревьев различных пород, умели подобрать подходящий материал для различного рода изделий. Наибольшей славой пользовались изделия бурзянских мастеров. Бурзянские кадочки были невысокими: глубина их не превышала 30 см при диаметре 32-34 см. Слегка выпуклые по средней линии стенки конструировались вместе с четырьмя ножками и двумя выступами-ручками. Выступы имелись и по бокам крышки. Массивная крышка имела пазы соответственно диаметру сосуда и частично входила внутрь, плотно его прикрывая.
Орнаментировали тэпэн в технике двухплановой резьбы. Обширная плоскость фона равномерно углублялась, выпуклый рисунок приобретал особую объемность. При разработке плоской поверхности выделенных фигур использовались контурная и выемчатая (желобковая) резьба.
Самой сложной орнаментальной композицией можно признать фигуру, представленную в этнографической литературе как стилизованная парящая птица. Резным «жгутом» намечен мягкий разворот ее крыльев. Пространство между контурами разделено на зубцы и треугольники; большой треугольник в центре можно принять за голову и клюв. На крышке эти изображения помещены вокруг центрального диска. На корпусе кадки на свободном пространстве они сдвоены, соприкасаются широкой стороной — основанием, одно из изображений по отношению к другому зеркально перевернуто. Этот магический знак опирается на витую колонку, скульптурно возвышающуюся над нижними полосами орнамента при их пересечении и как бы уходящую в ножку-подставку. Там, где находятся ручки, помещается лишь одна, нижняя фигура, однако на плоскости ручек несколькими бороздками намечено присутствие и верхнего изображения. Выпуклым рельефом украшался верх крышки. Излюбленным мотивом стал солярный круг, обведенный окружностями.
Башкирские мастера хорошо знали свойства деревьев различных пород, умели подобрать подходящий материал для различного рода изделий. Наибольшей славой пользовались изделия бурзянских мастеров. Бурзянские кадочки были невысокими: глубина их не превышала 30 см при диаметре 32-34 см. Слегка выпуклые по средней линии стенки конструировались вместе с четырьмя ножками и двумя выступами-ручками. Выступы имелись и по бокам крышки. Массивная крышка имела пазы соответственно диаметру сосуда и частично входила внутрь, плотно его прикрывая.
Орнаментировали тэпэн в технике двухплановой резьбы. Обширная плоскость фона равномерно углублялась, выпуклый рисунок приобретал особую объемность. При разработке плоской поверхности выделенных фигур использовались контурная и выемчатая (желобковая) резьба.
Пересечение линий иногда создавало самостоятельные композиции. Ассоциацию со «жгутом» или «шнуром» рождал технический прием, типичный только для бурзянских мастеров: выступающая над поверхностью узкая бордюрная полоса как бы перерубалась наклонными бороздками, нанесенными равномерно на небольшом расстоянии друг от друга. По верхнему и нижнему краям эти полосы были сдвоены, причем бороздки в соседних рядах располагались в противоположных направлениях, а ряды сближались. Негативный (фоновый, углубленный) рисунок напоминал «елочку».
Самой сложной орнаментальной композицией можно признать фигуру, представленную в этнографической литературе как стилизованная парящая птица. Резным «жгутом» намечен мягкий разворот ее крыльев. Пространство между контурами разделено на зубцы и треугольники; большой треугольник в центре можно принять за голову и клюв. На крышке эти изображения помещены вокруг центрального диска. На корпусе кадки на свободном пространстве они сдвоены, соприкасаются широкой стороной — основанием, одно из изображений по отношению к другому зеркально перевернуто. Этот магический знак опирается на витую колонку, скульптурно возвышающуюся над нижними полосами орнамента при их пересечении и как бы уходящую в ножку-подставку. Там, где находятся ручки, помещается лишь одна, нижняя фигура, однако на плоскости ручек несколькими бороздками намечено присутствие и верхнего изображения. Выпуклым рельефом украшался верх крышки. Излюбленным мотивом стал солярный круг, обведенный окружностями.