Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Национальный музей Республики Башкортостан»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Калфак

Время создания
вторая половина ХIX века
Размер
31х25 см
Техника
шитье канителью
0
Открыть в приложении
#3
Калфак — татарский девичий и женский головной убор. Бытовали девичьи калфачки без твердого налобника (вязаные, матерчатые и калфак-чачак), представляющие собой вид длинного колпака с кистью на конце. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок). 

Девичьи калфаки ничем не покрывались, за исключением налобной повязки, которая входила в традиционный комплекс этого убора. 

В середине XIX века носили также калфачки, вязанные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосками. Их еще называют «городскими». Длина калфаков доходила до 50 см. Они были без твердого околыша, но с отворотом. Среди последних имеются богато орнаментированные вышивкой синелью и выполненной в «ушковой» технике аппликацией. 

Бытовал также длинный, вязаный из белых хлопчатобумажных ниток убор, представляющий собой чулок с кисточкой на конце — ак калфак. При надевании такой калфак складывали несколько раз, утолщая край убора. Околыш и тулью калфака украшал геометрический узор. 

Со второй половины XIX века в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердым околышем. Они различаются по размерам, в том числе по ширине околыша, цвету, декоративному оформлению. Но при всем этом разнообразии они сохранили функцию нижнего убора — калфак всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком. Ношение калфака замужними женщинами в качестве самостоятельного убора не выходило за пределы семейного круга или круга женщин. 

Независимо от размера, бархатный калфак состоял из двух частей: из мягкого верха и твердого околыша. Такие калфаки богато украшались золотным шитьем, вышивкой, бисером, речным жемчугом. Узор на околыше обычно отличался от узора на лопасти калфака, что говорит о составном характере убора. Мягкая лопасть такого калфака не надевалась на голову, а оставаясь плоской, отвисала на бок. В технике орнаментации и композиции узора на больших и средних бархатных уборах имеется много общего. Узор растительный, чаще это букет (один крупный или несколько мелких). Золотошвейная гладь нередко сочетается с аппликацией из позолоченных монет, выполняющих роль лепестков или листочков. 

Территорией формирования бархатных калфачков является Казань и Заказанье, где их изготовление получило характер промысла. В начале XX в. калфак в сочетании с фабричным платком можно назвать национальным убором татарок.
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Калфак

Время создания
вторая половина ХIX века
Размер
31х25 см
Техника
шитье канителью
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%