Калфак — татарский девичий и женский головной убор. Бытовали девичьи калфачки без твердого налобника (вязаные, матерчатые и калфак-чачак), представляющие собой вид длинного колпака с кистью на конце. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок).
Девичьи калфаки ничем не покрывались, за исключением налобной повязки, которая входила в традиционный комплекс этого убора.
В середине XIX века носили также калфачки, вязанные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосками. Их еще называют «городскими». Длина калфаков доходила до 50 см. Они были без твердого околыша, но с отворотом. Среди последних имеются богато орнаментированные вышивкой синелью и выполненной в «ушковой» технике аппликацией.
Бытовал также длинный, вязаный из белых хлопчатобумажных ниток убор, представляющий собой чулок с кисточкой на конце — ак калфак. При надевании такой калфак складывали несколько раз, утолщая край убора. Околыш и тулью калфака украшал геометрический узор.
Со второй половины XIX века в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердым околышем. Они различаются по размерам, в том числе по ширине околыша, цвету, декоративному оформлению. Но при всем этом разнообразии они сохранили функцию нижнего убора — калфак всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком. Ношение калфака замужними женщинами в качестве самостоятельного убора не выходило за пределы семейного круга или круга женщин.
Независимо от размера, бархатный калфак состоял из двух частей: из мягкого верха и твердого околыша. Такие калфаки богато украшались золотным шитьем, вышивкой, бисером, речным жемчугом. Узор на околыше обычно отличался от узора на лопасти калфака, что говорит о составном характере убора. Мягкая лопасть такого калфака не надевалась на голову, а оставаясь плоской, отвисала на бок. В технике орнаментации и композиции узора на больших и средних бархатных уборах имеется много общего. Узор растительный, чаще это букет (один крупный или несколько мелких). Золотошвейная гладь нередко сочетается с аппликацией из позолоченных монет, выполняющих роль лепестков или листочков.
Территорией формирования бархатных калфачков является Казань и Заказанье, где их изготовление получило характер промысла. В начале XX в. калфак в сочетании с фабричным платком можно назвать национальным убором татарок.
В середине XIX века носили также калфачки, вязанные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосками. Их еще называют «городскими». Длина калфаков доходила до 50 см. Они были без твердого околыша, но с отворотом. Среди последних имеются богато орнаментированные вышивкой синелью и выполненной в «ушковой» технике аппликацией.
Бытовал также длинный, вязаный из белых хлопчатобумажных ниток убор, представляющий собой чулок с кисточкой на конце — ак калфак. При надевании такой калфак складывали несколько раз, утолщая край убора. Околыш и тулью калфака украшал геометрический узор.
Со второй половины XIX века в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердым околышем. Они различаются по размерам, в том числе по ширине околыша, цвету, декоративному оформлению. Но при всем этом разнообразии они сохранили функцию нижнего убора — калфак всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком. Ношение калфака замужними женщинами в качестве самостоятельного убора не выходило за пределы семейного круга или круга женщин.
Независимо от размера, бархатный калфак состоял из двух частей: из мягкого верха и твердого околыша. Такие калфаки богато украшались золотным шитьем, вышивкой, бисером, речным жемчугом. Узор на околыше обычно отличался от узора на лопасти калфака, что говорит о составном характере убора. Мягкая лопасть такого калфака не надевалась на голову, а оставаясь плоской, отвисала на бок. В технике орнаментации и композиции узора на больших и средних бархатных уборах имеется много общего. Узор растительный, чаще это букет (один крупный или несколько мелких). Золотошвейная гладь нередко сочетается с аппликацией из позолоченных монет, выполняющих роль лепестков или листочков.
Территорией формирования бархатных калфачков является Казань и Заказанье, где их изготовление получило характер промысла. В начале XX в. калфак в сочетании с фабричным платком можно назвать национальным убором татарок.